Ренессанс и реформация в западной европе кратко. Парсонс Т

В XV-XVII вв. Европа начинает осваивать мировой океан. Португальцы, испанцы, а вслед за ними голландцы, англичане и французы устремились за пределы Старого света в поисках богатства, славы и приобретения новых тер­риторий. Уже в середине XV в. португальцы организовали целую серию экспе­диций вдоль побережья Африки. В 1460 г. их корабли добрались до островов Зеленого Мыса. В 1486 г. экспедиция Бартоломео обогнула Африканский кон­тинент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. В 1492 г. Христофор Колумб пе­ресек Атлантический океан и, высадившись у Багамских островов, открыл Америку. В 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, успешно провел свои ко­рабли к берегам Индии. В 1519-1522 гг. Ф. Магеллан совершил первое круго­светное путешествие.

Одновременно с формированием нового уклада в экономике европейских стран шел процесс первоначального накопления капитала, источником которого стали внутренняя, международная торговля, ограбление колоний, ростовщичест­во, эксплуатация крестьянства, мелких городских и сельских ремесленников.

Технический прогресс, углубление общественного разделения труда, эволюция частнособственнических отношений способствовали развитию то­варно-денежных отношений. Известные и на предыдущих этапах развития об­щества и выполнявшие в условиях господства натурального хозяйства подчи­ненную роль, товарно-денежные отношения в XV-XVII вв. перерастают в ры­ночную систему хозяйствования. Они проникают во все сферы экономики, вы­ходят за рамки местных, национальных границ, а с развитием морского судо­ходства и великими географическими открытиями создают базу для формиро­вания мирового рынка.

Глубокие экономические сдвиги повлекли за собой изменения в социаль­ной структуре общества. Сословные перегородки традиционного, феодального общества стали рушиться. Начала формироваться, новая социальная структура общества. С одной стороны - буржуазия (выросшая из богатых горожан-купцов, ростовщиков, отчасти цеховых мастеров) и новые дворяне (землевладельцы, пришедшие к использованию наемного труда в сельском хозяйстве, а также за­нимавшиеся торговлей и предпринимательской деятельностью), с другой сторо­ны - наемные рабочие (сформировавшиеся из разорившихся ремесленников и по­терявших землю крестьян). Все они - свободные собственники, но у одних в соб­ственности материальные ценности, позволяющие использовать наемный труд, а у других - только свои рабочие руки. Дифференциация в обществе углубляется, обостряются отношения между социальными группами, классами.

Особенностью западноевропейского общества было обеспечение опреде­ленного равновесия, баланса социальных сил сначала в рамках сословной монар­хии и на первых порах при абсолютизме. Центральная власть в европейских странах имела ограниченные возможности для вмешательства в социально-экономическую жизнь из-за отсутствия развитой бюрократии. Борьба между ко­ролевской властью, феодалами, городами и крестьянством привела к относитель­ному равновесию сил, политической формой которого стала сословная монархия с выборными учреждениями. Но в XVI-XVII вв. происходят подавление сослов­ных представительных органов (кортесов в Испании, Генеральных штатов во Франции), самоуправления городов и становление абсолютистских монархий. Для управления отдельными территориями и отраслями хозяйства создавался бюрократический аппарат и аппарат принуждения. Формировалась постоянная армия. Все это делало центральную власть главной политической силой.

Абсолютная монархия на первых порах в ряде европейских стран сыграла прогрессивную роль в консолидации нации, в содействии укреплению новых черт в экономике. В борьбе против феодальной аристократии, за объединение страны абсолютная монархия опиралась на формирующийся класс буржуазии. Она ис­пользовала развитие промышленности, торговли в целях укрепления армии, по­лучения дополнительных доходов в государственную казну. На этом этапе силь­ная государственная власть нужна была и буржуазии. В то же время королевская власть оставалась формой власти дворянства, но при абсолютизме она могла иметь некоторую независимость от дворянства и буржуазии. Играя на противо­речиях между дворянством и буржуазией, абсолютизм держал их в равновесии. Но долговечным этот союз не мог быть. Когда вмешательство выросшей и уси­лившейся бюрократии в экономику начинает препятствовать капиталистической эволюции, буржуазия вступает в решительную борьбу за власть. Происходят пер­вые буржуазные революции (в Нидерландах, Англии).

Ренессанс и Реформация

Ренессанс и Реформация сыграли важную роль в развитии и становлении нового типа цивилизации. Термин "Возрождение" употребляется для обозначений определенного культурно-мировоззренческого движения, которое зародилось в Италии во второй половине XIV в. и на протяжении XV-XVI вв. охватило все страны Европы. Ведущие деятели культуры этого времени заявляли о своем стремлении преодолеть наследие средневековья и возродить ценности и идеалы античности. В утверждаемой системе ценностей на первый план вьщвигаются идеи гуманизма (лат. humanus - человечный). Поэтому деятелей Возрождения нередко называют гуманистами. Гуманизм развивается как крупное идейное, движение: он охватывает деятелей культуры и искусства, включает в свои ряды купечество, чи­новничество и даже высшие религиозные сферы - папскую канцелярию. На этой идейной основе складывается новая светская интеллигенция.

Мировоззрение эпохи Возрождения можно охарактеризовать как антро­поцентрическое. Центральная фигура мироздания не Бог, а человек. Бог начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. В искусстве этой эпохи возрождается идеал че­ловека, понимание красоты как гармонии и меры. Плоскостные как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступают место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Происходит реабилитация телесного начала в человеке. В литературе, скульптуре, живописи изображается человек с его земными страстями и желаниями. Однако плотское начало в эстетике Воз­рождения не подавляло духовного. Литераторы и художники в своем творчест­ве стремились изобразить личность, в которой физическая и духовная красота слились воедино.

Характерна также антицерковная направленность художественных, фи­лософских и публицистических сочинений деятелей Возрождения. Наиболее яркие произведения этого жанра "Декамерон" Дж. Бокаччо (1313-1375) и "По­хвала глупости" Эразма Роттердамского (1469-1536).

Эпоха Возрождения позволила европейцам освоить опыт, накопленный ан­тичной цивилизацией, освободиться от оков средневековых ценностей и идеалов, сделать крупный шаг в формировании новых цивилизационных ориентиров и цен­ностей: 1) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 2) инди­видуализм, установка на автономию личности; 3) динамизм, ориентация на новиз­ну; 4) терпимость к иным взглядам, мировоззренческим позициям.

Огромную роль в истории европейского общества сыграла так же Ре­формация - широкое социально-политическое и идеологическое движение борьбы против католической церкви, охватившее в XVI в. большинство стран Западной и Центральной Европы. К началу XVI в. католическая церковь стала влиятельной международной силой, считавшей себя оплотом существующего строя, оплотом начавшейся национальной консолидации. Это повлекло за со­бой воззросшие претензии католической церкви во главе с папой на установле­ние своей политической гегемонии, подчинение светской власти.

В результате Реформации возникло новое крупное направление в хри­стианстве - протестантизм.

С середины XVI в. в Европе католическая церковь сумела организовать противодействие Реформации. Развернулась контрреиформация, которая при­вела к подавлению протестантизма в части Германии, Польше. Были пресече­ны попытки реформации в Италии и Испании. Однако протестантизм утвер­дился на значительной части территории Европы. Под его влиянием сформи­ровался новый тип личности, с новой системой ценностей, с новой трудовой этикой, с новой, более дешевой организацией религиозной жизни. И это, бес­спорно, способствовало развитию буржуазных общественных отношений.

Совокупность всех этих факторов обусловила переход ряда европейских стран от традиционного общества, основанного на натуральном хозяйстве, со статичными социальными образованиями и господством религиозного миро­воззрения к новому типу экономики, новой социальной структуре общества, новым формам идеологии и культуры, не имевшим аналогов в предшествую­щей истории человечества.

В XV-XVI вв. два ярких явления – Возрождение (или Ренессанс) и Реформация , произвели революцию в общественной жизни Западной Европы.

Ренессанс – это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация – обновление церкви, сопровождающееся всплеском религиозных чувств.

Объединяет эти два явления то, что разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Культура Возрождения зародилась в Италии во второй половине XIV века и продолжала развиваться до XVI века, постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения – это появление гуманизма в философии. В развитие идей гуманизма внесли вклад Бруни, Альберти и Витториано да Фельтре . Гуманисты не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Гуманисты стремились соединить две шкалы ценностей.

Гуманисты XV в. вплотную подошли к проблеме нового научного метода, отличного от схоластической диалектики. Это положительно сказалось на развитии естествознания. Известный математик Лука Пачоли (1445-1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, бухгалтерского учета.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого гуманисты считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу.

Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе. Наступила эпоха самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому.

Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

Родиной Реформации была Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация быстро распространилась во Франции, Англии, Нидерландах. В Швейцарии реформационные идеи поддержал и продолжил Жан Кальвин (1509-1564).

В Европе, охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви – англиканская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической.

Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Кальвин пропагандировал, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности. Трудовая этика Реформации освящала практицизм и предпринимательство. С течением времени протестантская этика, разработанная Жаном Кальвином, охватила широкие слои общества и главными носителями ее стали буржуа. И это естественно: она давала ориентиры, которые были необходимы для жизни в зарождающемся капиталистическом обществе, где многое зависело от трудолюбия и предприимчивости, а социальное происхождение уже не предопределяло судьбу человека.

Крупные культурно-исторические сдвиги в Европе XV-XVI вв. нашли отражение в определении: эпоха Возрождения, или Ренессанса . Она выросла из феодализма. Уже в XIII в. наблюдаем отдаленные предпосылки Возрождения. В северных итальянских городах бурно развиваются ремесла, ведется активная политическая борьба между городами-республиками и монархией (монархия в тот период прогрессивна, поскольку ликвидирует раздробленность). Жизнь человека обесценивается. Это время называют “временем плаща и кинжала”. Поэтому одной из причин Ренессанса была попытка возрождения человеческого достоинства. Появлению новых взглядов на человека и окружающий мир способствовали кризис традиционного католичества, развитие торговли, естествознания, великие географические открытия и другие факторы.

Термин “Возрождение” - означает возврат к образцам высокой классики Греции и Рима. Впервые введен в XVI в. Д. Вазари. Это - возрождение античного идеала прекрасного, гармоничного человека. Это время творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Ренессанс создал новую концепцию человека, в которой соединены идеи христианства (бессмертие души) и античности (человек - часть природы), и отсюда - тело -храм прекрасной души. Неслучайно поэты и философы-вольнодумцы той эпохи (Э. Роттердамский, Т. Мор, Бокаччо, Петрарка, Салютати и др.) стали называться гуманистами (от латинского “гуманус” - человеческий, человечный). В их трудах человек становится не просто “божьей тварью” или “рабом божьим”, как было принято в католической традиции, но творцом, самостоятельной личностью.

Возрождение делится на периоды: 1. Проторенессанс (предвозрождение) - вторая половина XIII - XIV вв. 2. Раннее Возрождение (кватроченто) - XV в. 3. Высокий Ренессанс (чинквеченто) - конец XV - первая треть XVI вв. Наиболее яркое воплощение идеи и образы той эпохи нашли в искусстве, прежде всего, итальянском.

Итальянское Возрождение началось с флорентийского поэта А. Данте. В своей “Комедии”, названной впоследствии «Божественной», он обличал пороки своего времени, впервые после средневековья воспел любовь. В работах художников, скульпторов этой поры царит гармония, они эмоциональны, главное действие - на первом плане, детали четко прописываются (Джотто, Донателло, да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне - в их работах преобладают библейские сюжеты; Тициан, завершающий итальянское Возрождение, был ярчайшим портретистом).

Северное Возрождение носило самобытный характер, проявилось прежде всего в культуре Нидерландов и Германии. Основными идеями были гармония, гуманизм, совершенство. Представители северного Возрождения оказались более философичны, считали, что Бог и природа едины. У античности заимствовали идею самопознания. Живопись северного Ренессанса представлена именами братьев ван Эйк, Г. Мемлинга, И. Босха, П. Брегеля, А. Дюрера и др. Среди представителей французского Возрождения необходимо отметить Ф. Рабле, одного из первых миротворцев. Среди постоянных войн в Европе, он говорит, что нет ничего лучше мира и спокойствия. Его гуманизм до Реформации имел колоссальное воздействие на Европу.


Эпоха Возрождения началась с литературы, ею и закончилась. Это было время В. Шекспира (создателя всемирно известных трагедий “ Гамлет”, “Король Лир”, “Отелло”, исторических пьес “Генрих IV”, “Ричард III”, сонетов), Лопе де Вега - основателя испанской национальной драмы (“Собака на сене”, “Учитель танцев”), М. де Сервантеса (“Дон Кихот”).

Благодаря развитию естествознания и техники, в трудах таких “титанов мысли”, как Г. Галилей, Л. да Винчи и др., в XVII вв. происходит переход от средневековой схоластики и учености к собственно науке , т. е. самостоятельной, не связанной с богословием, области духовно-практической деятельности, для которой характерны логика и доказательство - в теории и их проверка с помощью опыта и эксперимента - на практике.

Ренессанс, несмотря на его революционность, глубину и яркость, коснулся в основном части интеллектуальной и художественной элиты, но этого было еще не достаточно для коренной модернизации западно-европейской культуры. Началом же переворота в социальной психологии и мировоззрении миллионов людей стала Реформация. Если философы и писатели -гуманисты отважились возрождать идеалы языческой Греции, то для простого народа оказалось ближе возрождение идей первых христиан, которое провозгласила религиозная реформация.

Реформация была попыткой преодолеть влияние католической церкви и противоречий раннебуржуазной культуры. Ее идеологом выступил тогда еще неизвестный монах М. Лютер, который в 1517г. прибил к дверям церкви в Виттенберге “95 тезисов”, в которых осуждал католическую церковь и папство. Он потребовал возврата к нравственным принципам первоначального христианства с присущими ему простотой, искренностью, погруженностью в веру. Лютер отверг ложное деление общества на священничество и мирян, ибо ни о священничестве, ни о папстве в Библии нет ни слова. Он считал, что папа является предводителем ученых шарлатанов и мошенников, самозванных посредников между человеком и Богом, которые не помогают, а мешают его общению с Творцом.

Лютер отверг большинство таинств, составляющих католический культ и обрядность, святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам - разновидность церковной магии. Считал, что спасение возможно только посредством перенесения веры из сферы внешнего благочестия во внутреннее пространство сознания, в личное верование человека. Благодаря личной вере для человека открыта возможность интимного общения с Богом. Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание Писания, на свободе совести. Чтобы обеспечить это понимание, он сам перевел Библию на немецкий язык, заложив основы немецкого литературного языка. Этим он сделал Библию доступной для народа и способствовал развитию потребности в грамотности.

Реформация заняла достаточно большое время. Продолжателем дела Лютера в Швейцарии стал Ж. Кальвин, основавший мощное течение - протестантизм. Он еще больше упростил христианский культ и богослужение, придав церкви республиканский характер (выборность руководства церкви мирянами, отделение ее от государства);призвал предельно ограничить свои жизненные потребности, отказаться от земных удовольствий. Главными ценностями Кальвин считал бережливость и постоянный, упорный труд, совершенствование своего профессионального мастерства и изучение Библии. Праздное времяпровождение - большой грех. Эти идеи легли в основу протестантской этики - нового комплекса мировоззренческих установок и нравственных норм, более всего приемлемых городским населением. Поскольку ведущей силой в городах становилась активно формирующаяся в это время буржуазия, важным элементом протестантской этики стала идея неприкосновенности, “святости” частной собственности. Стремясь к возрождению раннехристианских идеалов, Реформация невольно способствовала развитию совершенно нехарактерного для них культа стяжательства.

Таким образом, Ренессанс и Реформация стали началом и продолжением культурной революции , которая завершилась в эпоху Просвещения (XVII - XVIII вв.). Она означала коренную модернизацию (обновление) западной культуры, закрепление в ней меркантилизма, рационализма, гуманизма и других ценностных ориентаций, которые стали основой духовной жизни индустриально-буржуазной новоевропейской цивилизации .

Древнерусская культура

Историю древнерусской культуры можно разделить на следующие периоды: 1) докиевский (VI-IХ вв.), 2) киевский (IX-XII вв.), 3) удельный (ХII-ХV вв.) и 4) московский (XV-XVII вв.).

В VI-IX вв. происходит экономическая, культурная и политическая (в т.ч. насильственная) консолидация полян, древлян и других восточнославянских союзов племен, которые вместе с рядом неславянских народов (весь, меря, мурома, чудь)в 882 г. объединились в древнерусское государство - Киевскую Русь. Ядром восточнославянской культуры было язычество, наложившее отпечаток на всю последующую историю отечественной культуры. К сожалению, русских письменных источников той поры практически не сохранилось. Поэтому реконструкция картины духовной жизни докиевской Руси (по археологическим, фольклорным, более поздним русским летописным и другим данным)представляет известные трудности.

С 1950-х гг. ученые спорят о подлинности “Велесовой книги” - священных текстов новгородских волхвов IX в., которые дают достаточно широкое представление о верованиях и истории древних славян, их предков и других народов Европы и Азии со II тысячелетия до н.э. В последние годы опубликованы несколько полных переводов этого выдающегося памятника отечественной культуры, по своей эпической масштабности, религиозно-ценностной глубине и поэтической выразительности сопоставимого с Ветхим Заветом или Ведами.

Но и помимо “Велесовой книги” на сегодня достаточно данных, на основании которых восточных славян можно характеризовать как высокоорганизованное сообщество, жившее богатой духовной жизнью, имевшее устоявшиеся и глубоко проработанные мифологию и культ, письменность и другие элементы культуры.

IX-XII вв. - период становления и расцвета Киевской Руси, перехода от патриархальных к раннефеодальным отношениям, традиционному обществу. По типу развития Русь была близка к другим европейским государствам. В то же время особенности климата и другие факторы способствовали формированию специфических черт русской культуры: общинной психологии и др.

Особенностью Киевской Руси (что отмечалось во многих западноевропейских исторических хрониках)было сравнительно большое количество городов, среди которых выделялись Киев, Чернигов, Смоленск, Псков, Ладога, Новгород. Возникая как административные и торговые центры, города становились крупными культурными пунктами. Широкое развитие получают виды оборонительной архитектуры (кремлевское строительство), сначала деревянной, а затем и каменной. Города становились также центрами художественных ремесел, среди которых наибольшую известность имели ювелирные, золототкачество, искусная ковка и др. Мировую славу получают изделия русских мастеров в технике перегородчатой эмали, скани, черни. Торговля способствовала взаимодействию древнерусской с византийской, западноевропейской и другими цивилизациями.

Вместе с расширением зарубежных связей среди знати и горожан начинает распространяться христианство. Этому способствует создание в конце IX в. православными проповедниками Кириллом и Мефодием новой славянской азбуки, удобной для перевода греческих христианских текстов и постепенно вытеснившей более ранние виды письменности. В 988г. Святой Владимир провозглашает православие государственной религией. Крещение Руси сделало ее полноправным участником истории христианского мира и одним из законных наследников античной культуры.

Св. Владимир положил начало школьному образованию. Богослужение на славянском языке стимулирует развитие церковной литературы и книжного искусства (самый ранний экземпляр русской книги - Остромирово Евангелие XI века). С XII в. широкую известность получают исторические сочинения переводного характера, прежде всего - византийские исторические трактаты. Самым важным из оригинальных жанров светской литературы в Киевской Руси становится летописание, оформившееся в X-XI вв. Наиболее ранняя из дошедших до нас летописей - “Повесть временных лет” - написана в начале XII в.

К важным культурным результатам христианизации Руси можно отнести широкое церковное строительство. Сохранившиеся каменные храмы того периода представляют прекрасные образцы зодчества Древнерусского государства (например, знаменитые Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке XI в.). Уже тогда они были богато оформлены многочисленными фресками, мозаиками, орнаментами.

В X-XII в. развивается музыкальное искусство. На базе церковного хорового пения формируется знаменитый русский распев, просуществовавший до XVIII в. Появляется нотное письмо - “крюковые ноты”. Широкое распространение получают музыка и танцы.

Таким образом, в этот период отечественная культура формируется как единая древнерусская, впитавшая в себя богатое наследие христианско-византийской культуры.

Удельный период XII-XV вв. , или период феодальной раздробленности, в свою очередь, распадается на два этапа в развитии Руси, гранью между которыми является монгольское завоевание, северо-восточных и разорение южных княжеств (1237 - 1240 гг.). Первый из этих этапов, несмотря на междоусобицы и частичный распад культурных связей, в целом характеризуется бурным расцветом культуры.

Не утратив единых корней и традиций, но развиваясь в самостоятельных удельных княжествах, она приобретает большее разнообразие. Так, складываются владимиро-суздальская и новгородская живописные школы. Первую отличают изящество формы, богатый колорит и нарядность фресок и икон. Для второй характерны укрупненность форм, суровость и внушительность образов святых, специфическое контрастное сочетание белого, красного, синего и зеленого цветов.

Шедеврами не только древнерусского, но и мирового искусства считаются два памятника XII в. - церковь Покрова на р. Нерли и “Слово о полку Игореве”. В последнем красной нитью проходит идея необходимости восстановления единства Руси перед лицом грозных соседей - кочевников.

История отечественной культуры второй половины XIII - конца XV вв. связана с последствиями татаро-монгольского завоевания. Особенно пострадали русские города как центры материальной культуры народа. Временно прекратилось каменное строительство, были утрачены секреты целого ряда художественных ремесел, сократились масштабы книгописания и летописания.

Однако постепенно преодолеваются разрушительные последствия трагических событий и основным фоном в развитии культуры становится тема объединения страны, преодоления феодальных распрей и необходимости освобождения от татаро-монгольского ига - тема патриотизма. С XIII в. широкое развитие получили исторические и воинские повести, в которых отражались отдельные эпизоды татарского нашествия и борьбы с немецко-шведской агрессией (“О битве на Калке”, “Житие Александра Невского” и др.). Возрождается летописание в главных экономических центрах:Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах; продолжается в Новгороде и Пскове. Победа в Куликовской битве(1380г.) привела к появлению двух чудесных памятников русской литературы: “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”.

Возвышению Москвы, началу государственного собирания земель под ее эгидой способствовал процесс определения самостоятельности (автокефальности) русской православной церкви, а после взятия Константинополя турками в 1453 г. - перемещение центра православия в Москву.

В XIV-XV в.в. интенсивно шло каменное строительство городов, особенно в северо-восточных землях (обустройство Москвы).

В книгописании, деловой документации появляется новый вид письма - полуустав, а в конце XIV в. - скоропись. На смену бересте приходит бумага.

На базе монастырей идет формирование библиотек (например, библиотека Кирилло-Белозерского монастыря). Появляются трактаты, содержащие наблюдения в области астрономии, космографии, прикладной математики, медицины и др.

В росписи церквей, иконописи, значительный след оставили замечательные живописцы того времени: Феофан Грек, Алексей Петров, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный.

Таким образом, основным содержанием отечественной культуры этого периода стала борьба за государственную независимость. И, в тоже время, ранее единая древнерусская культура постепенно разделяется на три большие, самостоятельные ветви: великорусскую, белорусскую, и украинскую.

Дальнейший этап истории отечественной культуры связан с процессом создания Московского государства и охватывает период конца XV- XVII веков .

Процесс образования централизованного государства приводит к усилению светского содержания культуры: она теснее связывается с политическими задачами общества. Это нашло свое отражение в создании русской публицистики - господствующего направления в литературе XVI в. Она решала 2 основные задачи: обоснование претензий Москвы как преемницы традиций киевского и владимирского периодов истории Руси в соперничестве с Новгородом; другой задачей являлась поддержка складывающейся самодержавной власти вместо прежних феодальных институтов (церкви, родового местничества и др.) в централизованном государстве.

Широкое распространение получает сформулированная в начале XVI в., в послании игумена Филофея Великому князю Василию III, идея о Москве - преемнице великих мировых христианских империй -Римской и Византийской (теория “Москва-третий Рим”).

Венчание на царство Ивана IV в 1547г. становится воплощением этих политических идей. Отражением соперничества с Москвой Новгорода стала повесть о “Новгородском белом клобуке”, многочисленные ереси конца XV века.

Идея самодержавной власти, обоснованная в сочинениях И.С. Пересветова (сер. XVI в.), получает свою кульминацию в письменной полемике Ивана IV Грозного с бывшим его сторонником А. Курбским в 60-70 гг. XVI в. Летописи этого периода также принизаны идеей необходимости сильной царской власти (Воскресенская, Никоновская летописи, “История о Казанском царстве” и др.).

Большое влияние на расширение числа сочинений оказало начало книгопечатания под руководством Ивана Федорова в 1564 г. Это позволило литературе выйти за рамки церковной и превратиться в литературу учебную. Многие поколения русских людей учились грамоте по Пластырю, Часослову, грамматике Ивана Федорова и др. С возрастанием значения науки появляются практические руководства: “геометры”, “арифметики”; в области медицины - лечебники, травники и т.д.

В XVI в. происходит дальнейшее развитие русской музыкальной культуры (исторические, бытовые песни). Складывается новый песенный стиль (расширение звукового объема, усложнение мелодии, многогласие и др.).

В городской архитектуре появляются каменные жилые дома бояр и крупных купцов. Коренным образом меняется московский Кремль, где совместно работали русские и итальянские мастера. Наиболее известным был Аристотель Фиораванте. В конце XVI в. приходит расцвет шатровой архитектуры (собор Василия Блаженного в Москве, церковь Вознесения в Коломенском и др.). В XVI в. в оформлении книг господствует московская школа миниатюры.

XVII век продолжил тенденцию формирования общенациональной культуры. Борьба за государственную независимость в период “смутного времени”, приоритет самодержавной власти, дальнейшее подчинение церкви государству - формировали национальное самосознание, а социальный протест в обществе принимал формы крестьянских восстаний (И. Болотников, С. Разин), церковного раскола (вызванного реформой - патриарха Никона в сер. XVII в.).

В культуре XVII в. заметное место занимало распространение просвещения. Усложнение государственного управления также требовало грамотных людей. Начинают формироваться первые элементы начального образования (частное и семейное). Появляются учебники (букварь В. Бурцева, грамматика М. Смотрицкого, печатная таблица умножения и др.). В 1687г. было основано Славяно-греко-латинское училище (будущая академия). Значительно увеличилось количество библиотек, не только при монастырях, но и у частных лиц (знаменита была царская библиотека).

Продолжается развитие исторической мысли. Предпринимаются попытки создать официальную историю на основе летописей, как общегосударственную (“Новый летописец”, “Степенная книга” и др.), так и региональную (“История Сибирская”). Освоение новых территорий приводит к появлению географических описаний (Сибири, Дальнего Востока, Урала).

К XVII в. относится возникновение театра (1672г.), но он не сыграл пока своей роли в отечественной культуре.

В музыке и песенном творчестве меняются формы музыкального и поэтического выражения. Наибольшее развитие получила лирическая песня в хоровом выражении. В церковном пении утверждается знаменитый многоголосый стиль. Получает распространение органная музыка.

Церковное строительство по-прежнему определяло отечественную архитектуру, хотя оно все более наполняется светским содержанием (церковь Успенья на Покровке, Никола Большой крест в Москве). В иконописи формируется строгановская школа, для которой были характерны небольшой размер и уточненная миниатюрность письма. Крупнейшим художником конца XVII в. был Симон Ушаков, художественный руководитель Оружейной палаты, важного культурного центра Московского государства.

Прикладное искусство отмечено большой живописностью: чекан, растительный орнамент, эмали со сканью, обилие драгоценных камней и жемчуга, финифть и мн.др.

Таким образом, к концу периода главным итогом развития отечественной культуры становится ее общенациональный характер, который стал включать в себя все многообразие региональных культур.

В заключение остановимся на нескольких моментах, связанных с цивилизационным анализом отечественной истории. К концу рассматриваемого периода достаточно четко обозначилась специфика российской цивилизации . Она не стала индустриальной, оставаясь преимущественно традиционной. Если в Западной Европе процесс модернизации приходится на XVI-XVIII вв., то в России она происходит “скачкообразно”, начиная с XVIII в., и продолжается до сего дня. Традиционные черты русской культуры (коллективизм, стремление к справедливости, религиозность, приоритет духовных ценностей перед материальными и др.) обнаруживают поразительную устойчивость.

В то же время, формирование в конце XV в. - начале XVI в. централизованного Московского государства (тогда же появляется его самоназвание - Россия) ознаменовало новый, по сравнению с древнерусским государством, этап отечественной истории, путь не похожий на рождение (в это же время) новоевропейский цивилизации, но сопоставимый с ним по масштабам. Россия, по сравнению с Русью, это - новая территория, новый этнический состав и, конечно, новые ценности. Последние очень противоречивы. Это: самодержавие и соборность (например, в форме Земских Соборов), религиозное мессианство (предназначение Москвы - “третьего Рима” - спасение мира с помощью православия) и патриотизм, и т.д. Российская система ценностей трудносопоставима как с восточной, так и с западно-европейской. Так, для России было незнакомо понятие гуманизма (как свободы личности). С другой стороны, здесь не было и инквизиции, отправившей на костер миллионы еретиков и “ведьм”. Специфика российской системы ценностей в русской религиозной философии конца XIX-XX вв. была обозначена понятием “русская идея” (см. тему III). О том, что же именно она из себя представляет, философы и культурологи спорят до сих пор.

Библиографический список

Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е. В. Попов. М.: ВЛАДОС, 1995. С. 80-160.

Велесова книга: Пер. с древнерус. и коммент. А. И. Асова. 2-е изд. М.: Менеджер, 1995. С. 192-258.

Запад и Восток: традиции и современность: Курс лекций для негуманитарных специальностей / С. Г. Галаганова и др. М.: Центр, 1999. С. 115-203.

Культурология: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 1999. С. 115-203.

Культурология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г. В. Драча. Ростов–на-Дону: Феникс, 1995. С. 141-213.

Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. Минск: Тетра Системс, 1997. С. 82-177.

Очерки истории мировой культуры: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Калашникова. СПб: С.- Петерб. электротехн. ун-т, 1993. С. 3-65.

Лекция. Культура эпохи Возрождения и Реформация.

План

    Гуманизм и церковно-реформационная идеология.

    Общие черты и черты различия Ренессанса и Реформации.

    Культурно-историческая доминанта протестантской Реформации.

Литература

Горфункель А.Х. Гуманизм – Реформация- Контрреформация: Сб. ст. //Культура эпохи Возродления и Реформация/ Отв. Ред. Р.И. Хлодовский. М.: Наука, 1981. с.7-18 (А544399).

Стам С.М. Гуманизм и церковно-реформационная идеология // Там же. С.29-39.

Ретров М.Т. О критериях сопоставления Возрождения и Реформации // Там же. С. 40-48.

Вопрос о соотношении Ренессанса и Реформации долгие столетия волнует всех, кто обращает внимание свой научный взор к этой эпохе.

Проблематика изучения сущности Ренессанса и Реформации сосредоточена как бы на двух уточнениях , конкретизации общего, т.е., того, что связывает, сближает эти два понятия и конкретизации, уточнении того, что их разделяет, противопоставляет их друг другу.

В отдельных странах Европы Ренессанс развивался продолжительное время без Реформации (Италия), в других Ренессанс очень короткое время был несопровождаем реформационным движением (Англия, Франция), в третьих странах Ренессанс и Реформация хронологически совпадали (Скандинавия).

Прежде всего, уточним сущность такого явления для средневековой культуры как гуманистический Ренессанс. В эпоху Возрождения гуманизм выступает как передовая, прогрессивная идеология, которая утверждала право на самостоятельное существование и развитие светской культуры. Сердцевина гуманистической культуры – антропоцентризм, сформировавшееся учение о человеке, о человеческой свободе, о возможности осуществления творческих способностей человека – «второго Бога», в открытом для его деятельности, полном земных наслаждений мире.

Идеология гуманизма способствовала духовному раскрепощению и всестороннему развитию личности. Главной струей, тенденцией в этой идеологии был гуманизм индивидуализирующий. И это индивидуалистически ориентированная идеология дала исток величайшим идейным, художественным, научным достижениям, далеко переживших свою эпоху.

Эта индивидуалистическая идеология помогла впервые посмотреть на историю, на политическую борьбу, на государство человеческими глазами, т.е., как бы вырвать социальное знание из под власти теологии.

Реформация – это религиозное течение, не всякое оппозиционное католицизму. Среди оппозиционных, следует назвать лютеранство и кальвинизм, сформировавшиеся в самостоятельные реформационные церкви.

Под Контрреформацией мы понимаем деятельность, точнее католическую реакцию, во главе с ордена иезуитов, организованную после Тридентского собора, имеющую своей целью восстановление незыблемости и духовной мощи, монополии католической церкви.

Огромную роль в консолидации католической церкви сыграл Тридентский собор 1545-1563 гг. Если инквизиция и цензура были направлены на пресечение Реформации и искоренение ее идей, равно как и светского свободомыслия, то собор имел целью не только осудить протестантскую ересь, но и принять меры по укреплению католической церкви. Обнародованная папой булла обозначила следующие задачи собора: ясное определение католической веры и реформа церкви. Главной целью была систематизация и унификация католического учения. Необходимость в этом вызывалась выступлениями протестантских реформаторов, стремящихся поколебать традиционные устои. Папа Павел III считал догматическую и организационную консолидацию церкви под верховенством папы основополагающей для проведения реформы и борьбы с протестантами.

Работа собора, начатая в 1543 г. в маленьком пограничном между Италией и Германией г. Тренто (лат. Тридент), с длительными перерывами продолжалась 18 лет, пока наконец не были приняты решения. Прежде всего было указано на незыблемость иерархии, традиций и церковных таинств. Особо подчеркивалась функция церкви как посредника в достижении спасения. Было подтверждено и закреплено все то, что хотели низвергнуть протестанты.

Собор отверг основной постулат протестантских реформаторов, согласно которому только Библия - источник веры, и подтвердил, что Священное предание также является источником веры. Он подтвердил главенство папы в церкви, статус клириков, целибат, мессу, таинство исповеди, почитание святых и поклонение мощам.

Сопоставление Возрождения и Реформации можно проводить в трех основных планах.

1. Прежде всего, их сравнивают как два «контактирующие » между собой явления европейской истории. В этом аспекте Возрождение и Реформация предстают не столько как эпохи (в отдельных странах трудно провести разграничительную линию между Реформацией и Возрождение), сколько как конкретно-исторические и культурные процессы, во всей сложности своих проявлений и взаимоотношений.

Важно подчеркнуть, что в своем начале реформация (реформации) «имеют дело», опираются на развитую, а иногда и склоняющуюся к упадку ренессансную традицию. Возрождение предшествует реформациям и вытесняется ими, хотя именно гуманизм расчистил дорогу реформаторам и его идейное и культурное наследие стали основой реформационных процессов. Но, в эпоху реформаций произошло принципиально иное осмысление и применение основных результатов Возрождения.

2. Вторым общим планом сопоставления Возрождения и Реформации является их историко-генетический анализ . То есть, сравнение тех основ – исторических, историко-культурных традиций, из которых они произрастали генетически.

И Ренессансу, и Реформации были присущи идеи «возврата», «обновления», «восстановления». И там и там сознательно обращаются к историческим прецедентам. Но, встает вопрос о содержании инноваций и новаторства. Что «реформировал» Ренессанс в стремлении «возрождать», и что пытались «возродить» реформации в своем намерении «реформировать»?

И Возрождение и реформации связаны стремлением восстановить искаженные древние ценности. Идея «возврата» была связана с решительным отрицанием многих существовавших традиций. Но на этом сходство и кончается. Масштабы и объект отрицания у гуманистов и реформаторов разные. Ренессанс, будучи в целом светским движением, осуществлялся в рамках христианско-католических принципов, т.е. не порывая с католицизмом. В отличие от Возрождения реформации с момента возникновения отчетливо противостояли католицизму во всем диапазоне – от догматики и ритуалов до церковной организации и религиозного быта. Реформация и Возрождение «восстанавливали» разные исторические традиции.

3. Третий план – это сравнение или сопоставление Возрождения и реформаций как историко-культурных систем, реализовавшихся во всех сферах социума – от высших областей духовной деятельности до политической практики и бытовых реалий.

Возрождение и Реформация – разноорганизованные системы. Ренессанс целен; взаимосвязь его различных сторон и элементов лишена жесткости, она органична. Ренессанс – открытая система, готовая взять многое, многое воспринять. Реформация как течение очень раздроблена (доктрины, ереси, учения и т.д.)

Реформации с момента своего конструирования трудно проницаемы, так как большинство из них связано с жесткой системой предписаний.

Ренессанс и Реформации ориентированы на разные цели, механизм их экспансии и распространения различен.

Теперь попытаемся более подробно сопоставить некоторые содержательные аспекты двух систем.

Противоположность двух идейных систем очевидна. Гуманизм звал человека от призрака потустороннего блаженства к активной и радостной творческой жизни на земле; религиозно-реформационные учения подчиняли человека высшей власти Бога и требовали безусловной покорности букве священного писания. Недаром многие гуманисты, первоначально приветствовавшие Реформацию, затем с негодованием отвернулись от нее, как от новой схоластики и фанатизма.

Гуманисты были убеждены во всемогуществе человеческого разума, напротив реформаторы вдохновлялись идеей всемогущества веры . Разум допускался как вспомогательное средство, вера ставилась неизмеримо выше. «Пусть никто не думает, что он может постичь веру разумом… То, что говорит Христос – истина, независимо от того могу я или какой-либо человек понять это», - писал Лютер. В сочинении «Против небесных пророков» Лютер называл разум блудницей дьявола, которая только позорит и оскверняет все, что говорит и делает Бог.

Гуманисты, продвигая светскую, человеческую культуру, проникнутую разумом, вдохновлялись античной мудростью. Лютер же негодовал, что в университетах «правит не столько Христос, сколько слепой языческий учитель Аристотель» и советовал изымать из преподавания все важнейшие сочинения Стагирита. Кальвин в молодости иногда высоко отзывался о мудрецах античности и даже цитировал Платона, Аристотеля, Цицерона, но и тогда он ставил их работы неизмеримо ниже Священного писания. Позднее, отвергая все нехристианское, он утверждал: «Все то, что кажется достойным похвалы у язычников, - ничего не стоит». Он обвинял гуманистов в том, что они «всегда высокомерно презирали Евангелие».

Гуманисты критиковали схоластику с рационалистических позиций, а реформаторы с мистических. Реформаторы могли допустить разум в практической жизни, но не в теологии. Гуманизм же отверг схоластику, так же как и теологию.

Краеугольным камнем гуманистического мировоззрения было убеждение в исключительных достоинствах человека как природного существа, в неисчерпаемом богатстве его физических и нравственных сил. Гуманистам был ненавистен аскетизм религиозной морали.

Напротив, Лютер исходил из «коренной и общей испорченности человеческой природы»: «… в нас нет ничего чистого или доброго, но и мы сами, и то, что мы имеем – все тонет в грехе…» (Лютер). Кальвин называл человека «презренным ничтожеством». Брак Лютер допускал только как необходимость, идеалом считал безбрачие. «Найдется ли на свете человек, который не предпочел бы жить девственником и без жены, если бы он мог».

Гуманизм убеждал, что человеческая воля способна противостоять внешним силам судьбы, и человек способен освободиться от страха. Убеждение в естественности наслаждения и радости развенчивало мнимую святость страдания. Лютер убеждал, что вера исходит из страха и требует страха: «Едва человек слышит имя божье, он преисполняется благоговейным страхом, трепетом, ужасом».

Этическим итогом такого истолкования мира и человека оказывался главный религиозный императив – покорность. Вопреки утверждениям клерикалов, не в религии (старой или обновленной), но именно в гуманизме содержался импульс к действительному нравственному совершенству, становлению человека как духовно суверенной личности. Доминантой нового мировоззрения была идея человека, чье высокое достоинство определялось не знатностью происхождения или богатством, но только личной доблестью, благородством в делах и помыслах.

Из всего выше изложенного встает закономерный вопрос, почему идеология Реформации, исходившая из испорченности человека, его неспособности распорядится собственной судьбой, а не Ренессанса стала знаменем антифеодальной борьбы народных масс?

Прежде всего, все реформационные течения отвергали старую, феодальную католическую церковь, а она в глазах народа была главным источником порока, с устранением которого, казалось, рухнет вообще всяческое зло. Идея оправдания греха верой давала надежду на спасение божьей милостью. Блага, обещанные религией казались, доступны каждому.

Гуманистическая идеология (особенно на начальном этапе становления) была все же атрибутом элитарной культуры (латынь, политическая, педагогическая деятельность). Не случайно гуманистические идеи в некоторых странах исходили от аристократической элиты двора.

Гуманизм верил в достижимость совершенства и гармонии человечества через гармоничное совершенствование личности. Его интересовали личность, но не массы. К массовым действам он в целом остался равнодушен. Неудивительно, что он не смог оформиться организационно (Академии, кружки, сообщества и т.д.) не в счет. Он не смог создать сплоченных, боевых организаций наподобие кальвинистских консисторий. Гуманизму не удалось полностью одолеть главенство теологического мировоззрения. Ренессансная интеллигенция хотела властвовать над умами людей, реформаторы всегда пытались к этому добавить власть над самими людьми. Реформация и особенно Контрреформация взывали к жизни тип деятеля, принципиально отличного от ренессансного деятеля (творца). Понятие истина осмысливается по-разному. Дело здесь не в степени убежденности, а в самом характере убеждений. Ренессансному оратору противостоит тип проповедника, типу свободно философствующего комментатора противостоит тип кодификатора и доктринера.

Истина гуманизма – всесторонне развитый человек, но это слишком многогранная истина. Поэтому не убивать, ни погибать самим за красоту, изящную словесность гуманисты готовы не были. Реформаторы, в основном, готовы были и убивать и умирать за идею. Гуманисты часто сами становились реформаторами. Но, ни один реформатор не оставлял лагеря сторонников своей идеи.

Реформация была религиозной реакцией на Возрождение, отрицанием его светского, в своей основной направленности мировоззрения – гуманизма.

Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV
и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения
было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно - денежные отношения. Одной из первых
вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации,
подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных
не только на внутренний, но и на внешний рынок.
Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в
настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного
торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной
практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой богатству. В
психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости,
смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась
мораль, оправдывающая “честное обогащение”, радости мирской жизни, венцом успеха которой считались
престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков.
Термин «Возрождение» (Ренессанс) появился в XVI веке. Рассматривая эпоху Средневековья как простой
перерыв в развитии культ. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства,
автор прославленных «Жизнеописаний» наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о
«возрождении» искусства Италии1. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время
исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного
варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической уры, историки того
времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к
новой жизни. Термин «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый
момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее
понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах
сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как
«величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством».
1. Культура Возрождения
XIII - XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни
европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного
производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы
постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения
Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой
Европы. 2 Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы
средневекового мира - империя и папство переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся
Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций -
Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи,
происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще
неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях
художественной культуры и эстетической мысли того времени.
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры расцветом
естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства.
Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление
книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных
произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному
проникновению новых художественных течений.
Это не означает, что средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании
традиционные представления сохранялись. Противостояла новым идеям церковь, используя средневековое
средство - инквизицию. Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе,
разделенном на сословия. Не исчезала до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах
(Германии, в Центральной Европе) произошел возврат к крепостничеству. Феодальная система проявляла
достаточно большую жизнестойкость. Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих
хронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и
в городе, и в деревне. Тем не менее патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое.
Огромную роль в этом прорыве сыграли Великие географические открытия. В 1456 году португальские
корабли достигли Зеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга,
миновав мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки, португальцы одновременно посылали корабли в
открытый океан, на запад и юго-запад. В результате на картах появились неизвестные раньше Азорские острова
и острова Мадейра. В 1492 г. свершилось великое событие - Х. Колумб, итальянец, перебравшийся в Испанию, в
поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый
континент - Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои
корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь
самое смутное представление. С 1510 г. начинается завоевание Америки. В XVII в. была открыта Австралия. 3
Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-
1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара.
Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов
феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным
интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века
первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума,
который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес
божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово
от восходящего к Цицерону понятия «studia humanitanis», означавшее изучение всего, что связано с природой
человека и его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее
одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности. Для
эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о
человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими
возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного,
возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически творческой человеческой личности сочетался у
теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии
перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое
восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза также субъективистски
индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального
истолкования, хотя последнее, в принципе, не отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на
подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей
творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе
произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная
самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный
характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что
свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической
«учености» предшествующих эстетических теорий. Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею
абсолютизации человеческого индивида в противовес надмировой божественной личности в средние века, но и
определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном
самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У. Шекспира, М.
Сервантеса, Микеланджело и др. В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично - средневековых
абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев.
Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения.
Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное
начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках,
нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых,
среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.
Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из
мировоззренческих задач возрожденцев. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. Но в эпоху
Возрождения существовала и другая тенденция – ощущение человеком трагичности своего существования. 4
Русский философ Н. Бердяев считал, что в эпоху Возрождения совершилось небывалое столкновение
языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения
человека. 5
2. Деятели Ренессанса
Ранние гуманисты: поэт философ Ф. Петрарка (1304- 1374), писатель Дж. Боккаччо (1313- 1375) - хотели
создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде
всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении
античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе
церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей.
В своей “Исповеди” Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее
важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом устранялось
средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху прежде всего в
апологии красоты мира и человеческого тела, плотской любви.
Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового
искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483- 1520),
Леонардо да Винчи (1452- 1519), Микеланджело Буонарроти (1475- 1564) воспевали своим творчеством
совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с
требованиями античной эстетики. 6
Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской
любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло
духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их
уравновесить. В знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с
трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных
прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной
гармонии.
Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм,
способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские
гуманисты Лоренцо Валла (1407- 1457) и Л. Альберти (1404- 1472) считали накопленные знания, которые
помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно
связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу.
Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе: “Благородство
- словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не
были.” Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от
средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма,
который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные
Микеланджело, и самого их творца поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или
Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.
3. Реформация
Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия
Мартин Лютер (1483- 1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента
начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в
Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской
войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение
средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии
крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (15091564), которого
прозвали “женевским папой”.
В конечном итоге Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной
основой западной цивилизации - протестантизм. От католичества отошла часть населения Европы: Англия,
Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т.д. Да и в
самом католичестве происходили существенные изменения. 7
Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным
делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Религиозная обрядность
упростилась. Но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее
индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать
за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение
мирской жизни и деятельности, проповедуя возможность общения с Богом через устроенное соответствующим
образом общество.
Кальвин учил, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической
деятельности: успех или неуспех – критерий, позволяющий понять, проклятие или благодарность лежит на
человеке. Трудовая этика реформации освещала практицизм, предпринимательство, что было наиболее
адекватным западному образу жизни. “Результатом реформации… было прежде всего то, что в противовес
католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за
него чрезвычайно выросли”.
Разными историками вопрос соотношения Возрождения и Реформации решается по-разному. И
Реформация и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на
преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более
дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали,
основанной на религиозных ценностях.
Есть и другие различия. Так С. Б. Сказкин полагает, что гуманизм и Возрождение выражают жизнь во
всем ее многообразии, ибо классовая основа гуманистической интеллигенции различна. Более того, гуманизм
далеко не всегда враждебен церкви (знаменитое Эразмовское: Сократ, молись за нас!). 8 Реформация же в своей
основе – буржуазное явление. Она вызвана появлением и развитием буржуазии, выступающей против
феодализма и его освещения церковью. Буржуазия на этом этапе своего развития еще слишком слаба, чтобы
самостоятельно выступать или организовывать движение всего “третьего сословия”. Она борется только против
специфической формы феодальной эксплуатации, но не против феодальной эксплуатации вообще. Феодально-
абсолютическое государство для нее еще не пройденная ступень, а, наоборот, прогрессивная форма
политической организации. Пройденной ступенью для нее является лишь феодальная форма религии в виде
католической церкви, и лишь против католической религиозности и католической религиозной организации она
выступает революционно.
С. М. Стам утверждает противоположность двух идейных систем с несколько иных позиций. Он не
отрицает того очевидного факта, что и те и другие были противниками средневековой схоластики и духовной
диктатуры католической церкви. Лютер и Кальвин признавали известную ценность земной жизни и
практической деятельности, полезность некоторого светского знания. Невозможно отрицать
индивидуалистическую тенденцию: признания права собственного решения, а значит – разума и воли человека
(кальвинистская идея божественного избранничества и обязанности каждого проявить максимум энергии в
своем “призвании”). 9
На этом сходство заканчивается, и начинаются противоположности: христианство стремилось
ограничить человеческую любознательность, тогда как гуманизм всячески стремился ее развить. Гуманисты
были убеждены во всемогуществе человеческого разума, напротив, реформаторы вдохновлялись идеей
всемогущества веры. “Пусть никто не думает, - писал Лютер, - что он может постичь веру разумом…. То, что
говорит Христос, - истина, независимо от того, могу ли я или какой либо иной человек понять это”.
Гуманистам был ненавистен аскетизм, составляющий стержень религиозной морали. Человек может
достигнуть совершенства не в силу искупления и особой божественной милости, а собственным разумом и
волей, направленной на максимальное раскрытие всех своих естественных способностей.
Напротив, Лютер исходил из “коренной и общей испорченности человеческой природы”. Снискать
божью благодать человек может только покаянием, самоуничижением и самопопранием перед богом,
подавлением собственных желаний и стремлений.
Наконец, доминантой ренессансного гуманизма была идея человека, чье высокое достоинство
определялось не знатностью происхождения, не званиями или богатством, но только личной доблестью,
благородством в делах и помышлениях. Новое понимание человека объективно противостояло феодально-
сословной дискриминации как программа человеческого равенства. Отсюда, гуманизм Возрождения – идеология
раннебуржуазная, т.е. антифеодальная, народная. Напротив близость церковно-реформационной идеологии к
массам и тем более ее революционность представляются С. М. Стаму весьма относительными. Говоря о свободе
христианина, Лютер имеет в виду только духовную, а отнюдь не мирскую свободу.
Заключение
Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения
проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские
гуманисты требовали свободы для человека. «Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его
знаток А. К. Дживелегов, - имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах,
в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли,
мешающий ему чувствовать и думать, как хочется». В современной науке нет однозначного понимания характера,
структуры и хронологических рамок ренессансного гуманизма. Но безусловно, гуманизм следует рассматривать
как главное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимой от всего хода исторического развития
Италии в эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений. Гуманизм
был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь
прежде всего на античное наследие. Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий
расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады в XVI веке. Эволюция
итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии, науки, других
форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру
Ренессанса.
Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию,
историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало
учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преимущественно в этике и
обогащалось в самых разных областях ренессансной культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый
план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты
по-новому подошли к вопросам социальной этики, в решении которых они опирались на представления о мощи
творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной
предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного
развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических
порядков. Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный
характер.
Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую
актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более
важную социальную функцию.
Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи
Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
Реформация сыграла важную роль в становлении мировой цивилизации. Не провозглашая никакого
определенного социально-политического идеала, не требуя переделки общества в ту или иную сторону, не
совершая никаких научных открытий или достижений на художественно-эстетическом поприще, Реформация
изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу
самостоятельно мыслить, освободился от опеки церкви, получил самую высшую для него санкцию –
религиозную на то, чтобы только собственный разум и совесть диктовали ему, как следует жить.
Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества – независимого автономного
индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и
поступках.

Загрузка...
Top