Государство, как политическая организация общества. Органы

Родовым понятием для всех вариантов понимания государства является понятие публичной политической власти.

В обществе существуют различные виды личной и социальной власти - власть главы семьи, власть господина над рабом или слугой, экономическая власть собственников средств производства, духовная власть (авторитет) церкви и т.д. Все названные виды представляют собой либо индивидуальную, либо корпоративную, групповую власть. Она существует в силу личной зависимости подвластных, не распространяется на всех членов общества, не осуществляется именем народа, не претендует на всеобщность, не является публичной.

Власть же публичная распространяется по территориальному принципу, ей подчиняются все, кто находится на определенной «подвластной» территории. Эти «все» представляют собой подвластный народ, население, совокупность абстрактных субъектов (подданных или граждан). Для публичной власти неважно, связаны подвластные кровнородственными, этническими узами или нет. Публичной власти на ее территории подчиняются все, включая иностранцев (за редким исключением).

Власть политическая - это власть, осуществляющая управление народом в интересах благополучия общества в целом и регулирующая общественные отношения в целях достижения или поддержания стабильности и порядка.

Публичная политическая власть осуществляется особым слоем людей, профессионально занимающихся управлением и составляющих аппарат власти. Этот аппарат подчиняет все слои общества, социальные группы своей воле (воле правителя, парламентского большинства, политической элиты и т.д.), управляет на основе организованного принуждения вплоть до возможности физического насилия в отношении социальных групп и отдельных людей. Аппарат публичной политической власти существует и функционирует за счет налогов с населения, которые устанавливаются и взимаются либо по праву - когда налогоплательщики являются свободными собственниками, либо произвольно, силой - когда они несвободны. В последнем случае это уже не налоги в собственном смысле, а дань или подати.

Аппарат публичной политической власти предназначен для того, чтобы действовать во всеобщих интересах. Но аппарат и, прежде всего его руководители выражают интересы общества так, как они их понимают; точнее, при демократии аппарат выражает реальные интересы большинства социальных групп, а при авторитаризме правители сами определяют, в чем состоят интересы и потребности общества. В силу относительной независимости аппарата власти от общества корпоративные интересы аппарата и отдельных правителей могут и не совпадать с интересами большинства других социальных групп. Аппарат власти и правители всегда стремятся выдавать свои интересы за интересы общества в целом, а их интересы в первую очередь заключаются в сохранении и упрочении власти, в сохранении власти именно в их руках.

В широком смысле аппарат публичной политической власти включает в себя законодателя (им может быть и парламент, и единоличный правитель), правительственно-административные и финансовые органы, полицию, вооруженные силы, суд, карательные учреждения. Все высшие полномочия публичной политической власти могут быть соединены в одном лице или органе власти, но могут быть и разделены. В узком смысле аппарат власти, или аппарат управления, - это совокупность органов власти и должностных лиц, исключая выборных членов законодательного собрания (органов народного представительства) и судей.

Аппарат публичной политической власти обладает монополией на принуждение вплоть до насилия на всей подвластной территории и в отношении всего населения. Никакая другая социальная власть не может конкурировать с публичной политической властью и применять силу без ее разрешения. Это означает суверенитет публичной политической власти, т.е. ее верховенство на подвластной территории и независимость от организаций власти, действующих за пределами этой территории. Только аппарат публичной политической власти может издавать законы и другие общеобязательные акты. Все приказы этой власти обязательны для исполнения. государство суверенитет власть налог

Таким образом, публичная политическая власть характеризуется следующими формальными признаками:

  • - объединяет подвластных (народ, население страны) по территориальному признаку, создает территориальную организацию подвластных, политическую ассоциацию, интегрируемую публично-властными отношениями и институтами;
  • - осуществляется специальным аппаратом, не совпадающим со всеми членами общества и существующим за счет налогов, организацией, управляющей обществом на основе принуждения вплоть до насилия;
  • - обладает суверенитетом и прерогативой законотворчества.

Организация публичной политической власти и ее функционирование могут быть регламентированы законами. При этом реальные политические публично-властные отношения могут более или менее существенно отклоняться оттого, что установлено законом. Власть может осуществляться по закону и независимо от закона.

Наконец, публичная политическая власть может быть разной по содержанию, а именно возможны два принципиально противоположных типа: либо власть ограничена свободой подвластных и предназначена для защиты их свободы, либо она существует в обществе, где нет свободы, и является неограниченной. Таким образом, различаются правовой тип организации и осуществления политической власти (государственность) и силовой тип (от старого деспотизма до современного тоталитаризма).

Если хотя бы часть подвластных свободна по отношению к власти, то это значит, что они политически свободны и участвуют в государственно-правовом общении, обладают правами по отношению к аппарату власти, а поэтому участвуют в формировании и осуществлении публичной политической власти. Противоположный тип, деспотия - это такая организация власти, при которой подданные несвободны, не имеют никаких прав. Власть такого типа формирует и регулирует все отношения между подвластными, создает и общественный порядок, и само общество.

В современной науке общепризнана взаимосвязь государства и права, необходимость правовой основы власти в государстве. Но если считать, что право и закон тождественны, то государственной можно считать любую организацию публичной политической власти, так как и деспотическая власть опирается на законы. Если же исходить из различения права и закона и либертарного понимания права, то следует признать, что государственной властью является лишь такая публичная политическая власть, при которой хотя бы часть подвластных, часть членов общества обладает свободой.

На такой основе строятся разные концепции государства, т.е. в разных концепциях сфера публично-властных политических явлений, описываемая как государство, оказывается более или менее широкой. В рамках позитивистского типа понимания права и государства известны социологическая и легистская концепции государства. В рамках непозитивистского, юридического типа правопонимания в современной науке развивается либертарная концепция объясняющая государство как правовой тип организации и осуществления публичной политической власти.

Государство — особая организация политической власти, обладающая своими отличительными чертами и признаками. Главным из них является наличие суверенитета, то есть верховенства и независимости государственной власти как внутри страны, так и вне ее — в отношениях с соседними и другими государствами. Неотъемлемыми качествами суверенитета считаются:

  1. полновластие в определении направлений внутренней и внешней политики, в принятии политических решений;
  2. независимость государственной власти в осуществлении функций государства, в исполнении его предназначения перед обществом;
  3. равноправие в отношении с другими участниками международных отношений.

Экономический суверенитет означает, что каждое государство имеет свою таможенную службу, свою национальную валюту, систему налогов и сборов, законы, правила и нормы хозяйственной деятельности, свою кредитно-финансовую систему, принципы государственного управления экономикой.

Политический суверенитет предполагает, что государство имеет свою государственную границу, причем пролегает она не только по суше, но и по воде, и в воздухе; обладает своими органами государственной власти и управления, карательными органами, органами правосудия, армией. Каждое государство имеет свои законы о гражданстве или подданстве, свою систему правовых норм.

Можно представить признаки государства и по другому основанию:

  • Территория. Территорию государства составляет и наземное, и водное, и воздушное пространства.
  • Особые группы людей, объединенных в органы власти, управления, обеспечения безопасности и правопорядка, а именно: парламенты, правительства, министерства, судебную систему, местные органы власти. Все они составляют аппарат публичной власти, который призван обеспечить выполнение государством своих задач.
  • Налоги и займы. Деньги, собранные в качестве налогов и займов, поступают в государственную казну с тем чтобы власти заботились о нуждах общества, защищали совокупные общественные интересы, обеспечивали порядок и условия труда и быта граждан.
  • Одним из отличительных признаков государства является то, что оно может издавать законы, создавать право, то есть такие правила, нормы поведения людей, которые становятся обязательными для всех и исполнение которых обеспечивается всей силой государства.

Любое государство выполняет по отношению к обществу определенные задачи, функции, объединяет его на основе общих интересов.

Первую группу составляют внутренние функции, которые выполняются государством по регулированию внутренней жизни общества, вторую группу — внешние , выполняющиеся в сфере отношений с другими странами. Перечислим основные функции государства:

  1. регулирование хозяйственной деятельности общества: обеспечивать общие условия развития экономики, устанавливать порядок налогообложения, организовывать взимание налогов;
  2. защита жизни, чести, достоинства, прав и свобод граждан — жителей своей страны от произвола и насилия;
  3. воспитание поколения законопослушных, достойных граждан своей страны;
  4. применение насилия по отношению к людям, преступающим законы государства;
  5. защита своей страны от врагов, налаживание внешнеполитических и внешнеэкономических связей, укрепление престижа и влияния страны.

Факторы образования государства

При всем обилии теорий и подходов к проблеме происхождения государства и государственной власти, выделить единую универсальную модель, равно подходящую ко всем без исключения странам и регионам мира, невозможно. Одни факторы были важными на Востоке, в долинах великих рек; другие — в гористой, окруженной морем Греции; третьи — на Руси. Если попробовать систематизировать все факторы государствообразования, то получится следующая картина.

Первая группа — экономические факторы , а именно: усложнение хозяйственной жизни, общественное разделение труда, повышение его производительности и возможность в связи с этим для отдельного человека, семьи не только обеспечить всем необходимым себя, но и произвести излишки на обмен, на продажу другим; изменение форм собственности — от первобытной общественной к частной, государственной, храмовой. Это усложнение экономической жизни, безусловно, требует организации, регулирования общественной жизни в целом и ведет к созданию государства.

Вторая группа — социальные факторы . Общество в своем развитии подходит к этапу, когда родовые общины сменяются соседскими, и не только племенные, родственные связи соединяют людей — их связывает совместная территория проживания, решение совместных задач. В обществе начинают выделяться жречество, племенные вожди, старейшины. Их власть постепенно приобретает наследственный характер. Разделяются люди и по имущественному признаку — на богатых и бедных. Более активными становятся контакты одних народов с другими — походы, военные экспедиции превращаются в важный фактор государствообразования.

В качестве особой группы факторов можно выделить этнические: тот или иной народ осознает себя в качестве единого целого, понимает необходимость защиты от врагов, рождает «свою» идею, культуру, религию, традиции. Рождает он и свое государство.

Подведем итоги. Все же область морали и религии вряд ли является главной в формировании государственности. Корни ее — в социально-экономической сфере. Сложно организованное общество требует регулирования. Его противоречия нельзя решать старым путем, как в эпоху первобытной общины — на совете рода или совете старейшин. Недостаточно и одних обычаев; теперь требуются особые нормы — законы, обеспеченные силой государства. В свою очередь, само образование государства дает мощный импульс дальнейшему разделению труда, выделению в особую сферу умственного труда, способствует развитию экономики, духовной жизни, всего общества.

Так кратко и в самом общем виде можно представить себе процесс формирования государственности. Действительность же значительно богаче — единой, подходящей для всех модели нет.

К формам государства относятся формы правления (монархии и республики), формы территориально-государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация) и политический режим (демократия, тоталитаризм, авторитаризм).

Познакомимся с основными формами государства.

Монархии, их виды

Абсолютная монархия (в России ее называли самодержавием) представляет собой такую форму правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, получающему ее по наследству. В руках самодержца сходятся все нити власти. Он устанавливает законы, следит за их проведением в жизнь, судит и милует своих подданных. Его воля и есть источник власти, закона, сам же он стоит над законом. Подобный порядок организации верховной власти был широко распространен в средние века и в России, и на Востоке. В наши дни абсолютных монархий на земле почти не осталось, потому что возросли значение и политическая активность народов, избранных ими органов. Примерами абсолютной монархии сегодня могут служить Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар.

Дуалистическая монархия — интересная и своеобразная форма правления. Чаще всего она складывается в таких условиях, когда старые силы, например помещики-землевладельцы, оказываются вынужденными разделить свою власть с претендующими на нее новыми силами — торгово-промышленными кругами, добиваясь своего рода компромисса с ними.

Монархия по-прежнему отражает интересы сил прошлого, однако создаются и парламенты — выборные представительные органы, которым формально предоставляются законодательные полномочия. Фактически же никакого влияния на формирование правительства и его деятельность эти парламенты не оказывают, поскольку монарх имеет право вето (латинское слово «вето» означает «я запрещаю»), то есть отмены решения парламента, и даже может распустить его, если пожелает.

Примерами подобных монархий в наши дни являются Марокко, Кувейт, Иордания.

Конституционная (парламентарная) монархия — самый распространенный вид монархий в настоящее время. В конституционных монархиях власть монарха уже не безгранична. Ее рамки четко очерчены законами, конституцией. Наиболее характерным примером парламентарной монархии является сегодня Великобритания. Ограничение королевской власти в Англии, ее регламентация законами берет свое начало еще с 1215 года, с момента принятия Великой хартии вольностей при короле Иоанне Безземельном. А после принятия в 1691 году «Билля о правах» — документа, зафиксировавшего достижения Английской буржуазной революции XVII века, в стране установился порядок, при котором «король царствует, но не правит». Законы принимает парламент. Исполнение их возложено на правительство, которое формирует премьер-министр — он же лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах.

Функции монарха во многом номинальны, хотя и по сей день правительство Великобритании называется «правительством Ее Величества» (с 1952 года английской королевой является Елизавета II). Однако британский монарх выполняет важные представительские функции, является символом единства страны, главой Британского содружества наций (бывшей колониальной империи Великобритании). Большинство современных монархий — парламентарные.

Республика и ее формы

Республиканская форма правления также прошла долгий исторический путь в своем развитии. Первыми республиками стали греческие полисы — города-государства: Афины, Коринф, Фивы и другие. Долгое время существовала республика и в Риме. Именно римляне ввели в политический словарь само слово «республика» (res — дело, publicos — общественный). Современный мир знает две основные разновидности республик: президентскую и парламентскую.

Президентская республика характеризуется прежде всего соединением в руках президента полномочий главы государства и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президентская республика строится по принципам разделения власти на три ее ветви — законодательную, исполнительную и судебную — и их уравновешивания с помощью системы сдержек и противовесов. Смысл этой системы состоит в том, что ни одна из ветвей власти не может взять верх над остальными. Президента страны избирают внепарламентским путем: или всенародным голосованием (как, например, сейчас у нас в стране), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника власти президента от парламента. Правительство, администрацию формирует сам президент, перед ним же они и отчитываются. Президент получает также право отлагательного вето в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой законопроект. Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов — 2/3 в обеих палатах — проголосует за него, то проект становится законом, обретает юридическую силу, невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент.

Парламентская республика отличается прежде всего верховенством парламента. Именно перед ним несет ответственность правительство. Формальным признаком парламентской республики является наличие должности премьер-министра (например, в ФРГ он называется канцлером). Формирование правительства осуществляется из числа лидеров партии, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Глава государства — президент выполняет только правительственные функции. В таком государстве более сильным является влияние партий на политику. Однако в парламентской республике зачастую именно правительства начинают исполнять роль первой скрипки в политическом оркестре. Они устанавливают жесткий контроль за деятельностью парламента. Примерами парламентских республик являются такие государства, как Италия, Федеративная Республика Германия, Австрия, Швейцария, Финляндия, Индия, Израиль, Турция. В частности, в Италии президент избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием делегатов от областей. В сфере законодательной власти президент обладает правом созыва парламента на чрезвычайные сессии, правом роспуска парламента или одной из его палат. Однако подобные решения должны быть согласованы с министрами и одобрены ими.

Наконец, есть республики, которые трудно отнести к парламентским или президентским, поскольку они обладают признаками и тех, и других. Эти республики представляют собой смешанную форму правления. Наиболее характерным примером такой республики можно считать V республику (с 1958 года) во Франции. Чисто внешне в ней были сохранены все атрибуты парламентаризма, но реально центр власти сместился в сторону президента. Президент Франции наделялся широкими полномочиями, с 1962 года его стало избирать все население страны, обладающее правом голоса. Правительство формируется президентом и несет ответственность перед ним. Член кабинета министров не может быть одновременно и депутатом парламента, кроме того, должность несовместима со всякой иной государственной службой и профессиональной деятельностью. Фактически руководит правительством президент, а не премьер-министр. Президент Франции может распустить парламент; он может также издавать ордонансы — специальные указы, которые вступают в действие без предварительного согласования с парламентариями.

Форма правления в Российской Федерации

В современной России также установилась смешанная форма правления. С одной стороны, президент избирается путем прямого голосования, является главой государства, главнокомандующим Вооруженными силами страны, обладает правом отлагательного вето. С другой стороны, он не вписан ни в одну из ветвей власти, а как бы стоит над ними. Парламент не только утверждает главу правительства, но и может вынести вотум недоверия правительству. Сильная президентская власть необходима сегодня России для того, чтобы лучше преодолеть стоящие перед страной трудности, кризисные явления. Такой большой и разнообразной по своему укладу стране, как Россия, необходима централизация власти, способность власти принимать оперативные решения. Располагаясь над ветвями власти, президент России обеспечивает организацию их деятельности и осуществляет руководство ими. Важная роль отводится президенту и в законодательном процессе: он выступает инициатором разработки и принятия ряда новых законов. В то же время власть президента в Российской Федерации не безгранична. Его указы не должны противоречить Конституции РФ, законам страны — нормативным актам, обладающим высшей юридической силой. Парламент РФ — Федеральное собрание — может отрешить президента от должности при условии подачи за это решение 2/3 голосов в каждой из палат: Совете Федерации и Государственной думе.

Современное государственное устройство. Унитарная государственность

Современный мир знает три основных формы государственного устройства: унитарное государство , вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточена в центре; союзное государство — федерация; особый союз государств — конфедерация.

Наиболее распространена в мире унитарная форма (от лат. «унус» — «один»). К таким государствам относятся, например, Франция, Греция, Португалия, Украина, Швеция, Япония. Характерными признаками унитарного государства являются:

  • наличие единой конституции — основного закона страны, верховенство которого признается на всей территории;
  • единая система органов государственной власти — один парламент, один глава государства, одно правительство, — юрисдикция (полномочия) которой распространяется на всю территорию страны;
  • единое гражданство;
  • единая система права, единая система правосудия;
  • территория состоит из административно-территориальных единиц: уездов, департаментов, округов. Автономия допускается только в рамках местного самоуправления;
  • суверенитет в таком государстве не разделен, он весь сосредоточен в центре.

Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой, другими сферами жизни страны. Но далеко не всегда данная форма может в полной мере отразить интересы, традиции страны, ее народа. Например, в унитарной Испании, представляющей собой, согласно конституции, единое государство, вот уже много лет не сходят со страниц газет материалы о баскском движении за автономию, то есть за обособление своей страны. Дело в том, что, по испанским государственным законам, Страна басков и Каталония имеют только национально-территориальную автономию, то есть местное самоуправление, и суть требований национальных меньшинств заключается в придании их автономии статуса государственной. Но наиболее неподходящей унитарная форма оказывается для крупных многонациональных государств со сложной исторической судьбой.

Федерация — сложное государственное устройство. Конфедерация

Следующей формой государственного устройства является союзное государство — федерация . Каждое из государств, обладающее такой формой устройства, имеет свои особенности. К числу федераций относятся Соединенные Штаты Америки, Канада, Аргентина, Бразилия, Мексика, Федеративная Республика Германия, Австралийский Союз, Индия, Россия.

Федерация — это сложное государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, кантонами, областями). Государства-федерации обладают целым рядом специфических признаков.

Прежде всего, территория федерации включает в себя территории субъектов федерации. В некоторых федерациях наряду с государственными образованиями существуют и территории, не являющиеся субъектами федерации, например, в США есть федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица США — Вашингтон. В Индии помимо 26 штатов имеются особые территории центрального подчинения. Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего имени, ни тем более от имени всего государства-федерации заключать международные соглашения; чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии). Именно антиконституционный выход южных штатов из состава федерации США привел к тяжелой гражданской войне между Севером и Югом.

Для федеративного государства характерен сильный центр, доминирующий в политической сфере. Так, в США, например, в случае необходимости федеральные власти страны имеют так называемое право интервенции, то есть они могут ввести федеральные войска на территорию любого штата, даже если его власти не просили об этом.

В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями. Они могут принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы не будут противоречить федеральным, хотя и совсем не обязательно, чтобы конституции субъектов принимались позднее федеральной конституции. Примерами в этом отношении могут служить американские штаты Массачусетс, в котором действует конституция 1780 года, и штат Нью-Гэмпшир, конституция которого была принята в 1783 году, в то время как федеральная конституция США — только в 1787 году.

Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы. Одним из формальных признаков федерации может быть двойное гражданство, когда каждый гражданин является одновременно гражданином федерации и соответствующего государственного образования, например, штата в США или земли ФРГ. Конституции некоторых федеративных государств, как, скажем, Индии, признают только федеральное гражданство.

Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного представительства.

Особой формой государственного устройства является конфедерация — добровольное соглашение независимых суверенных государств, имеющих свои гербы, гимны, столицу, конституции, гражданство. Каждое из входящих в конфедерацию государств является членом международных организаций, проводит свою внешнюю политику. Но создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, внешняя политика и оборона.

Государство - политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.
Государство - главный институт политической системы.
Основные признаки государства:
1) территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);
2) публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);
3) суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);
4) принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);
5) исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;
6) обязательность членства в государстве;
7) представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;
8) наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).
Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия.


Форма государства
форма правления форма устройства политический режим
Монархия
- абсолютная (Саудовская Аравия);
- дуалистическая (законодательная власть разделена между монархом и парламентом) (Иордания);
- парламентарная (Великобритания);
- сословно-представительная (XV-XVIII вв. в России).
Республика
- президентская (США);
- смешанная - ответственность правительства перед президентом и парламентом - (Россия);
- парламентская (ФРГ, Италия)
1) унитарное государство (Франция,Китай);
2) федерация (определённый суверенитет территориальных образований):
- территориальная (США);
- территориально-национальная (Россия);
3) конфедерация (объединение независимых государств) (Сенегамбия)
1) демократический (развитые современные страны);
2) недемократические:
- тоталитарный - всеобъемлющий контроль государства над всеми сферами общественной жизни (фашистская Германия);
- авторитарный - допускает некоторое разнообразие в экономике, социальной сферах, гипертрофированная исполнительная власть

Государственный аппарат (механизм) - система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление. Его структура определяется функциями государства.

Книга: Политология / Дзюбко

4.4. Политическая организация общества. государство - центральная организация

Общество на любом этапе своего развития выступает как совокупность взаимосвязанных организаций. Оно организуется во всех сферах жизни. Политическая система, охватывающая политическую сферу и придает ей определенной логической завершенности связей, характеризуется также системой организаций. Все политические организации функционируют автономно. Растет их дифференциация. Однако это не означает, что они существуют сами по себе. Эволюция современного развития представляет двуединый процесс: дифференциацию и взаимозависимость политических институтов и организаций. Все они в своей совокупности взаимосвязей создают политическую организацию общества.

Политическая организация общества - это совокупность взаимосвязанных и взаємовпливових государственных, партийных организаций, общественных объединений, созданные и действующие с целью формирования и функционирования системы властвования и упорядоченности политики или имеют влияние на нее.

Определяющее место в политической организации общества занимает государство как форма организации общественной жизни. Без государства нет политической организации и политической системы общества в целом. Государство и власть ее-и ось, на которой возникает, держится и функционирует политическая система. Вокруг государства формируются другие организационные структуры. Вне связи с государством они не имеют политических свойств. А потому государство является фундаментальной, базовой организационной структурой в политической организации общества и всей его политической системе.

Место государства как определяющего элемента политической организации общества определяется ее назначением в обществе. Она выступает как:

> политическая организация гражданского общества;

> носитель власти в обществе;

> представитель всего населения на данной географической территории;

> форма политического господства, что выражается в принятии властных решений, касающихся всего общества и обязательные для исполнения всем населением;

> источник всего политического в обществе, его стержневой элемент;

> выразитель общего интереса;

> инструмент реализации общей воли в обществе;

> творец общих целей в обществе;

> основной стабилизатор общественной жизни;

> главный субъект политического суверенитета.

Следовательно, государство имеет сложный механизм, а функционирование ее многогранное.

Все мы живем в государстве, ощущаем на себе ее влияние, подчиняемся ее власти, пользуемся услугами государственных органов, поэтому, казалось бы, определение государства для каждого должно быть простым делом. Однако политическая литература еще с древних времен приводит множество определений государства. И это не случайно, поскольку государство - очень сложное политическое явление и вместить в понятие такую багатоскладність слишком трудно. Многовариантность определения государства обусловлена также и тем, что, развиваясь, она приобретает новые черты и углубляет содержание своего функционирования.

Так, еще за Аристотеля общественную жизнь служил государству, а само государство рассматривалось как объединение для управления обществом. Благо государства было первобытным относительно блага индивида, человека, который «по природе своей есть существо политическое» (Аристотель).

Идеи Аристотеля о государстве привлекали Н. Макиавелли и Ж. Бодена. Н. Макиавелли рассматривал государство как воплощение сильной светской централизованной власти. Ж. Боден определял государство как правовое управление многими сторонами жизнедеятельности общества. Определение правового принципа государства и важнейшей идеи - идеи государственного суверенитета - было прогрессивным явлением того времени.

Марксистско-ленинская концепция государства опиралась на классовое насилие, которое рассматривалось как сущность политических и правовых явлений. Политическая идеология классового насилия не была произведением марксової воображения. Известно, что еще с древних времен политическая мысль различает две стороны государства - организованное насилие и общее благо (то, что сейчас называют общественным, или общим, благоденствием). Абсолютизация одной из сторон подводила того или иного мыслителя к теории, согласно которой с сущностью государства является или насилие, или такой способ организации социума, который обеспечивает общее благо. На основе этого формировались или теория насилия, или учение о благе жизни.

Марксистская теория государства как органа насилия исторически понятна, поскольку учение о классовой борьбе как метатеория представлений о государстве формировалось в период становления индустриального общества. В то время социальная структура имела ярко выраженный классовый характер. Классовые антагонизмы порождали революционные выступления пролетариата, а государство олицетворяло и отстаивала интересы преимущественно экономически господствующего класса.

Однако в условиях индустриального общества марксистская «теория насилия» непригодна для анализа государственности. Это объясняется тем, что современное общество является сложной социальной структурой, где насилие все больше отходит на задний план в результате сужения социальных противоречий, а на передний выступает общесоциальная деятельность государства.

Вокруг проблемы государства и общества и сегодня в мировой политологии ведутся острые дискуссии. За анализом американских политологов Г. Бенжаміната Г. Дюваля, сложилось пять авторитетных концепций государства:

1. Государство - это «действующая» или «властная сила. Соответственно до этого она принимает решение и делает политику в обществе.

2. Государство - это воплощение определенных «организационных принципов», которые предоставляют структурной согласованности и целостности различным институтам управления. Это концепция государства как організова ного целого, структурно оформленного государственного аппарата.

3. Государство - воплощение реально существующих социальных отношений, участия в осуществлении власти в обществе со стороны различных социальных сил. Государство рассматривается как воплощение воли правящего класса.

4. Государство - это система управления в обществе. Она является воплощением законов как de jure, так и de facto. Государство - это машина, которая устраняет конфликты, регулирует социальные отношения, управляет обществом.

5. Государство является воплощением доминантной системы идей и нормативного порядка в обществе. Государство и общество по сути неразрывны.

Какие бы дискуссии в отношении гражданского общества и государства не велись, ясно одно: даже наиболее развитое и свободное гражданское общество не имеет таких механизмов саморегуляции, которые свели бы на нет роль государства. Государство - это тот институт, который вносит, упорядочивает и регулирует общественные процессы, координирует и согласовывает интересы различных социальных групп и политических сил, создает правовую основу сложной системы связей в обществе. Ограниченность возможностей саморегуляции гражданского общества вызывает необходимость государства, которое, не вмешиваясь во все его сферы, должно стать мощным рычагом выполнения властных функций. Ничего более совершенного человечество еще не создало. Именно поэтому этот рычаг должен быть гуманным (приоритет прав человека по отношению к правам государства), демократическим (преодоление отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы), моральным (идеи равенства и справедливости); иметь ограниченный характер (разделение властей, создание сдержек и противовесов).

Современная общая теория государства, сложившаяся после Второй мировой войны в Западной Европе, рассматривает основы государственности в правах народов. Она связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных дозаконотворчих и позазаконотворчих требований определенной степени свободы, первичных по отношению к власти. Эти требования и права народов признано и зафиксировано в принципах и нормах международного права.

С позиций международного права государство является правовой формой организации и функционирования политической власти. Этот подход изменяет содержание устоявшейся теории, согласно которой государство характеризовалась наличием следующих основных признаков: 1) народа (населения); 2) территория; 3) публичной государственной власти, опирающейся на материальные условия ее осуществления.

1. Субстанціональний элемент государства: наличие народа как этнической общности, что политически определяется. Любой этнос, осознающий себя как историческая на этой территории нация, имеет право создать свою суверенную или автономную организацию публичной власти. Это право признается международным правом.

2. Территориальный элемент государства: наличие страны, географической среды, с которым исторически связана нация как субъект права на политическое самоопределение. Эта территория является для нации родиной. Право на родину является первичным относительно других факторов, которые определяют границы территории, на которой происходит политическое самоопределение нации.

3. Институциональный элемент: государство является главным субъектом политической власти и политических отношений. Она есть главный ин-туціональний, организационный элемент политических взаимоотношений, наиболее организованная политическая форма общества. Государство - организация публичной политической власти, ограничена правами человека. Иначе говоря, государство есть организация, призванная обеспечить свободное совместное политическое, экономическое и духовное бытие людей. Если государство не тоталитарное, она должна представлять общую волю, а не интересы и потребности отдельной социальной группы, предотвращать конфликты, а если они возникли, решать их на основе консенсуса.

Заметим, что в связи с общей теорией государства организация политической власти, которая открыто презирает, пренебрегает правами человека (например, не признает права на жизнь, свободу, неприкосновенность личности, осуществляет террор против народа своей страны), не является государством в современном понимании этого понятия. Более того, общая теория государства признает право на гражданское неповиновение, вплоть до насильственного сопротивления нелегитимному режиму политической власти. Следовательно, осуществление государственной власти связано с ее легальностью и легитимностью, то есть ее юридической обоснованности, с одной стороны, и справедливостью, признанием, поддержкой со стороны населения - с другой. Острота этой проблемы в современной Украине объясняется еще и условиями формирования в некоторых сферах номенклатурно-мафиозного капитализма, неподільністю в ряде случаев коммерческих, административных, а то и криминальных структур, противодействием со стороны местной номенклатуры или центральной власти, ее некомпетентностью и другими факторами.

Политическая легализация (от лат. legalis - законный) - это установление, признание и поддержка власти законом, прежде всего конституцией, нормами, которые в зависимости от типа власти могут существенно меняться.

Легализация государственной власти может быть иллюзорной. Это происходит в случае нарушения демократических процедур принятия конституции, других актов конституционного значения, а также за несоответствия этих процедур возможностям народа осуществить учредительную власть при принятии основного закона. Если закон противоречит загальногуманним ценностям, он не соответствует праву.

Так, конституции, законы могут приниматься, изменяться, отменяться в любой способ. Например, во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки созданы в результате военных переворотов военные и революционные совета декретували отличие конституций (иногда приостанавливали их действие), а часто без каких-либо процедур провозглашали новые временные конституции. В Ираке с 1970 p., в ОАЭ - с 1971 г. сохраняют силу закона временные конституции. В Саудовской Аравии, Непале монархи собственноручно "дарили конституцию своему верному народу". В Бразилии конституция заменялась институциональными актами, в Эфиопии - прокламациями. Конституция СССР 1936 г. содержала демократические положения о правах граждан, не выполнялись, а Конституция СССР 1977 г., формально принималась демократическим способом, не отражала потребностей реальной практики.

Следовательно, легализация как провозглашение установление государственной власти требует приведения ее в реальное состояние. Это отражает такое понятие, как легитимация государственной власти.

Феномен политической легитимности власти является олицетворением культурного и человеческого измерения. Смысл этого феномена заключается в принятии власти населением, в признании ее права на управление и в согласии подчиняться ей. Процесс политической легитимации власти предполагает ее "вбудованість" в культуру, что может как принимать, так и отвергать ту или иную систему власти. Культурную, творческую, социальную функции может выполнять только легальная власть опирается на закон и действует в его пределах.

Политическая легитимация (от лат. legitimus - законный) - понятие не юридическое, а больше фактическое: это состояние, выражающее оправданность, целесообразность и другие измерения соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям граждан, социальных общностей, общества в целом.

Признание государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции (хотя и это может входить в процесс легитимации), а с комплексом переживаний и установок на основе рациональной оценки, политического опыта и внутренних стимулов, с политическими представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью норм социальной справедливости, прав человека. Нелегитимная власть - это власть, опирающаяся на насилие, другие формы принуждения, в том числе психическое воздействие.

Политическая легитимация государственной власти придает ей соответствующего авторитета в обществе. Большинство населения добровольно и вполне сознательно подчиняется ей. Это делает власть стабильной и устойчивой. Однако простое арифметическое большинство не может служить основой подлинной легитимации, ведь за гитлеровского режима большинство немцев приняли политику территориальных притязаний и "очищения расы".

Решающим критерием политической легитимации власти является соответствие ее общечеловеческим ценностям.

Политическая легитимация государственной власти может предусматривать и предусматривает ее легализацию. Однако следует помнить, что легитимация иногда противоречит формальной легализации. Это происходит тогда, когда принятые законы не соответствуют нормам справедливости, загальнодемократичним ценностям большинства населения. В этом случае легитимации или нет (например, население негативно относится к установленным властью тоталитарных порядков), или в ходе революционных событий, национально-освободительных движений происходит легитимация другой, антигосударственной, повстанческой, переддержавної власти, что сложилась в освобожденных районах и впоследствии превращается в государственную власть.

Возможна также псевдолегітимація, когда под влиянием пропаганды, разжигания вражды, использование лидером личной харизмы при запрете оппозиции и свободной прессы, сокрытии правдивой информации и других действиях большинство населения поддерживает государственную власть, что удовлетворяет некоторые текущие интересы его в ущерб коренным чаяниям.

Политическая легализация и легитимация власти тесно взаимосвязаны. Начиная от Г. Вебера, различают три "чистых" типа легитимации власти. Это традиционная, харизматическая и рациональная легитимации.

1. Традиционная легитимация - это господство, основанное на традиционном авторитете, основанной на уважении к обычаям, вере в их преемственность и опирается на стереотипы сознания и поведения.

Так, традиции играют ведущую роль в укреплении монархической власти в мусульманских государствах Персидского залива - Кувейте, Саудовской Аравии, Бахрейне и др., а также в Непале, Бутане, Брунее.

2. Харизматическая легитимация - это господство, основанное на вере в особые качества вождя или отдельной группы лиц, в их исключительную миссию в развитии государства. Примером может быть вера в "доброго царя", в "великого вождя всех народов". Харизматичная государственная идеология связана с именами И. Сталина, Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена, Хо Ши Мина и др.

3. Рациональная легитимация - господство, опирающееся на рациональную оценку, убеждение в разумности существующих порядков, законов, правил, принятых в демократических государствах. Рациональная легитимация современных условиях является основной для

создание демократического правового государства.

Очень редко бывает так, что используется только одна форма легитимации власти в государстве, чаще они действуют в комплексе. Так, в демократической Великобритании главным является способ рациональной легитимации. Однако деятельность премьер-министров В. Чер-чілля и М. Тэтчер имела элементы харизмы, а традиции играли важную роль в деятельности парламента и кабинета. В значительной степени роль Шарля де Голля, президента французского государства, связанная с его деятельностью лидера Движения Сопротивления в борьбе против фашизма во время Второй мировой войны. Власть

В. Ленина и И. Сталина в СССР была освящена идеологическими факторами. Следовательно, утверждение рациональной легитимации требует определенного времени.

Политическая легализация и политическая легитимация государственной власти связаны с понятием политического, государственного суверенитета.

Суверенитет присущ современному государству. К свойств государственного суверенитета относятся: полновластия, верховенство власти на географической территории, где расположено государство; единство и неделимость территории, или территориальная целостность; неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела другого государства; обеспечение правовой системы. Свой суверенитет государство обеспечивает всеми способами, даже силовым, если этого требуют обстоятельства.

Характерной особенностью государства является наличие инструментов силового обеспечения политики. Содержание войска и судебно-репрессивного аппарата - это то, что особенно отличает государство от других политических организаций. Ни одна политическая организация не способна объявить и вести войну. Это может сделать только государство. Насилие - метод, который присущ исключительно государству, то есть является ее монополией. Ни одна другая организация по своей природе не должна применять насилие. Формы насилия государственно узаконенные. Монополия на легитимное насилие со стороны государства имеет пределы, определенные законом.

Сила и могущество государства, как и власть ее, в современных условиях оказываются не в способности применять силу, а в заботе о членах общества, создании условий для их безопасности и самореализации. Злоупотребление властью, лишение прав и свобод является следствием неоправданной концентрации государственной власти, некомпетентности в использовании политической силы, непонимание властных прерогатив государства.

Как суверенное, независимое образование государство выполняет свои функции управления обществом.

Существенными признаками функций государства являются следующие:

1) стойка предметная деятельность государства в той или иной сфере жизни;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций;

3) направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) осуществление власти в определенных формах (чаще всего в право вых) и с помощью особых методов, присущих исключительно государственной власти.

Функции государства многоплановы, их формирование осуществляется в процессе становления, укрепления и развития государства. Очередность возникновения функций зависит от очередности задач, которые встают перед обществом. Содержание функций меняется с развитием государства и общества. Особой специфичности функции государства приобретают в период радикальных социальных изменений, переходных этапов, революционных потрясений.

Функции государства можно классифицировать по различным критериям:

> принципу разделения властей - законодательная, управленческая, судебная;

> сторонами действия государства - внутренние и внешние;

> сферами влияния государства - экономическая, социальная, культурная, духовная, правовая и т.д.;

> регулированием процессов - саморегулирование, самоорганизация, самоуправление, самодеятельность и т.п.;

> загальнополітичними подходами - обеспечение народовластия; общесоциальная деятельность;

> объему влияния - национальные, поддержание мирового порядка;

> масштабностью значение - основные и неосновные.

Основными государственными функциями управления обществом являются: управление сферами социального, экономического, духовного жизни, процессами, изменениями, развитием, что в них происходят; регулирование национальных и международных отношений; гарантирование соблюдения общеобязательных норм в обществе; обеспечение общественного порядка и национальной безопасности; миротворчество внутри страны и участие в мировом миробудівництві. Для осуществления своих функций государство поддерживает свое собственное воспроизводство, жизнедеятельность и ново-созидание.

Государство является внутренней структурой органов, которые выполняют роль главной системы, управляет делами общества и обеспечивает государственное функционирования. Речь идет именно об главную систему, поскольку свой аппарат управления имеют также партии и общественные организации. Государственный аппарат выполняет функции общенационального значения.

Система государственных органов в своей совокупности образует государственный механизм. К такой системе относятся: органы власти, органы государственного управления, суды, прокуратура, органы, обслуживающие деятельность армии, милиции, государственной безопасности. Все государственные органы наделяются властными полномочиями, олицетворенные в их компетенцию (совокупность прав и обязанностей).

Каждое государство определенным образом сложившаяся, территориально организована и имеет определенные способы властвования. К ним прежде всего относится форма государства как определенная упорядоченность организации и осуществления государственной власти. ее элементами являются: государственное правления - способ организации высшей государственной власти;

государственное устройство - разделение государства на определенные составные части и распределение власти между этими частями;

государственный режим - совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Исторически сложились две формы государственного правления, а именно: монархия и республика.

Монархия - это форма государственного правления, при которой власть полностью, частично или номинально принадлежит одному лицу (король, царь, император, шах) и передается по наследству.

Как форма правления монархия возникла в период рабовладения, а в средние века стала основной формой правления. Полного развития и изменений определяющих качеств монархия приобрела за Нового времени. Исторически известны следующие виды монархий: абсолютная (неограниченная), дуалистическая и парламентская (конституционная).

Абсолютная монархия является такой формой государственного правления, когда вся власть сосредоточена в руках монарха, который единолично решает все вопросы власти.

Дуалистическая монархия - форма государственного правления, при которой властные функции делятся между монархом и парламентом.

Парламентская монархия - система всевластия парламента, монарх выполняет лишь представительские функции.

Второй исторически известной формой государственного правления является республика.

Республика - это такая организация государственной власти, которая осуществляется выборным коллегиальным органом, который избирается на определенный срок всем населением или его частью. Различают республику президентскую и парламентскую. Есть разные подходы к оценке республиканских форм государственного правления. Преимущества парламентской формы заключаются в том, что ее рассматривают как более стабильную и системную форму правления, что предотвращает распространение авторитаризма и других форм диктатуры. Преимущества президентской республики видят в том, что она более стабильно обеспечивает функционирование свободной власти, гарантом которой является президент. Рассмотрим содержание каждой из них. Президентская республика - это такая форма правления, когда глава государства (президент) единолично или с последующим одобрением парламентом формирует состав правительства, которым руководит собственноручно.

Типичным примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки. Согласно Конституции США, принятой 17 сентября 1787 p., к которой с тех пор внесено 26 поправок, президент одновременно является и главой правительства, и государства. Он избирается гражданами страны на четыре года. Президент формирует правительство. Кандидатуры на ключевые должности утверждают законодательные собрания. Конгресс США состоит из двух палат: верхняя - сенат и нижняя - палата представителей. Особенностью устройства этой страны является то, что правительство формируется президентом внепарламентским путем. Президент не может распустить парламент. Правительство не несет ответственности перед ним. Президент осуществляет контроль над федеральной администрацией. Властные функции фактически делятся между президентом и Конгрессом, между палатами внутри Конгресса, между постоянными комитетами в пределах палат.

Своеобразные отношения американского президента с партией, которая выдвинула его. Он не является лидером партии в европейском понимании. Формальный глава партии, президент не является им юридически. Подразумевается, что президент США должен быть вне партий, их противоречиями, интересами, конфликтами. Однако это не означает, что президент пренебрегает партиями. Поскольку выдвижение кандидатуры на должность президента зависит от партии, то президент стремится сохранять с ее руководителями и членами добрые отношения, но в основном президент апеллирует к электорату.

Парламентская форма правления - это форма, при которой состав и политика правительства формируются исключительно парламентом, правительство подотчетно только ему, а президент влияния на парламент не имеет.

Парламентская форма правления существует в Великобритании, где исполнительная власть имеет сильные позиции. Партия, победившая на выборах в парламент, становится правящей. Она и формирует правительство. Широкими полномочиями наделяется премьер-министр. Правительство также имеет большие полномочия.

В Великобритании премьер-министр получает мандат от электората. Он сосредоточивает в своих руках функции руководства партией и кабинетом министров, несет ответственность перед парламентом. В случае вынесения вотума недоверия или при других чрезвычайных обстоятельствах премьер-министр может распустить парламент.

Типичным образцом парламентской республики является также ФРГ, где вся полнота законодательной власти принадлежит парламенту (бундестага). Президент фактически выполняет представительские функции, его права уже. Бундестаг формирует правительство, избирает его главу - канцлера. Правительство формируется из числа депутатов бундестага, представляющие партийные фракции парламентского большинства. Беспартийные специалисты очень редко входят в состав кабинетов.

Классические формы правления - парламентская республика, президентская республика, конституционная монархия - все активнее вытесняются смешанными или просто искаженными формами. Сущность последних заключается в разной степени сочетание признаков "чистого" парламентаризма, "чистой" президен-туры и "парламентской" монархии. Так или иначе ведущими формами правления в республиканском типе стали парламентско-президентская и президентско-парламентская республика, а в монархическом - конституционная и парламентская (в отличие от монархий абсолютистского, монократичного или теократического характера).

Для парламентско-президентской и президентско-парламентской формы правления характерен определенный дуализм. Он заключается в том, что руководящие исполнительные функции являются прерогативой и президента, и кабинета министров, который ответственен перед парламентом.

Примером может служить Франция. Здесь президент - ключевая фигура. Он разрабатывает политическую и экономическую стратегию развития страны. Президент опирается на сильный бюрократический аппарат. Особенностью такой формы является то, что здесь возможен конфликт между президентом как главой государства и правительством.

Любая из названных форм правления осуществляется на территории страны, которая определенным образом организована. Государственно-политическое устройство предусматривает административную организацию территории. Таким образом, формируется механизм отношений по вертикали - между центральными и местными органами государственной власти. Исторически известны такие формы территориально-административной организации: унитаризм, федерализм, конфедералізм.

Государственный строй - это административно и национально организована территория государства, а также система отношений центральных и региональных органов.

Унитарное государство является единым государственным образованием. Основные признаки унитарной формы государственного образования следующие: единая конституция, нормы которой без каких-либо изменений применяются на всей территории страны; единая система высших органов государственной власти; единая управленческая система сверху вниз, что подвластна правительству; единая правовая система; деление территории на административно-территориальные единицы, которые не имеют политической самостоятельности. Подчеркивая "единственная" в каждой черте, заметим, что степень централизации в разных странах может быть разным. Он зависит прежде всего от политического режима, господствующего в стране. Так, в последнее время во многих высокоразвитых странах (Великобритании, Франции и др.) наблюдается тенденция к децентрализации власти, повышения роли местных органов, развития самодеятельных начал в решении многих местных проблем.

Федерация - это форма государственного устройства страны, которая образовалась на основе объединения в союз государственно-политических утвопень (штатов, республик, провинций, кантонов, земель), которые имеют юридически определенный объем самостоятельности в различных сферах общественной жизни.

Основными признаками федеративной формы государственного устройства являются: территория в политико-административном отношении не является одним целым; наличие государственных образований, имеющих определенную политическую и юридическую самостоятельность и в целом составляют территорию государства; субъекты федерации наделены учредительной властью, то есть им предоставлено право принимать собственные конституции; субъекты федерации имеют право издавать законодательные акты в рамках установленной компетенции; субъект федерации имеет свою правовую и судебную систему; наличие двойного гражданства; двухпалатная структура федерального парламента.

Среди государств с федеративной формой устройства (США, ФРГ, Канада, Мексика, Россия, Бразилия, Аргентина, Австрия, Индия, Австралия и др. В таких государствах, как Россия и Индия, сочетаются территориально-политический и территориально-национальный принципы. В однонациональные странах царит территориально-политический принцип государственного устройства.

Федерации могут быть построены на договоре и на конституционной основе.

Договорная федерация - такие объединения государств, которые согласно договору делегировали ряд своих полномочий центральной федеральной власти и при желании в любой момент могут расторгнуть этот договор.

Конституционная федерация - форма объединения, при которой конституционно определяются полномочия центра и местных государственно-политических образований, осуществляется разделение власти между ними.

Конституционная федерация не предусматривает права выхода субъектов федерации из нее. В случае когда стремление к выходу реализуется силовыми методами, такие действия приводят к распаду, развалу федерации и другим негативным последствиям. Примером этого является распад СССР, Югославии, Чехословакии. В этих странах политико-территориальное деление был связан с национально-территориальным.

Федерация как форма государственного устройства всегда была предметом дискуссии по вопросам суверенитета федерации и субъектов федерации. Проблема заключается в степени, объеме делимости суверенитета. Федеративное правительство сосредотачивает в своих руках деятельность, связанную с обороной, безопасностью государства, ее внешними отношениями, финансами, организацией труда, социальной защитой населения и т.д. Местная власть наделена компетенцией на организацию местной жизни. Верховенство при распределении компетенции (прав и обязанностей) остается за федеративными конституцией и законодательством. Конституционное и иное законодательство на местах должно соответствовать федеральному.

Более сложной формой федерации является конфедерация. Конфедерация - государственно-правовое объединение, союз суверенных государств, созданный с целью координации действий для достижения некоторых определенных в данный исторический момент целей. Чаще всего это внешнеполитические, военные цели. В противовес федерации конфедерация не имеет центра, который принимает обязательные властные решения в отношении субъектов федерации. Примером конфедерации является Швейцария. Конфедерация - менее устойчивая форма государственного устройства. Конфедерации либо распадаются, либо превращаются в федерацию. Даже Швейцария, где конфедераційна форма существует с XIII в., в XX - начале XXI в. все больше тяготеет к федерации.

За любого устройства государство достигает высоких темпов своего развития там, где оптимально сочетаются и взаимодействуют принципы демократии, правового и социального содержания государства. Политичность государственной организации предопределяет в значительной мере политичность права, что олицетворяется в законе. Именно в законе закрепляется факт выбранной политики.

Современные мировые преобразования вызвали к жизни необходимость пересмотра соотношения государства и права, которое в течение десятилетий было идеологическим оправданием тоталитарного режима во многих странах мира. Так, право рассматривалось как продукт, инструмент, основное орудие государства, с помощью которого она совершала принуждение, стремясь обеспечить порядок в стране. Право в соответствии с социалистической нормативіст-ской концепции права представляло собой систему установленных и санкционированных государством норм, направленных на регулирование общественных отношений. Итак, схема подхода была такой: государство - первичная, право - вторичное, то есть право - результат созидания самого государства, его волеизъявления.

Преодоление тоталитаризма вызвало к жизни новые подходы к пониманию соотношения права и государства. Сущность их заключается в том, что право - первично, а государство - вторична. Право имеет не государственное происхождение, а социальное, поскольку связано с деятельностью людей. Источником права являются люди. Именно человек с его потребностями и интересами, образом жизни является источником и носителем права. Итак, право имеет социальное, человеческое, а не государственное происхождение. Это продукт нормальной человеческой деятельности. Поэтому если рассматривать только во взаимосвязи с государством и считать его продуктом государственной деятельности, то историческим результатом такого процесса будет огосударствление, обюрокрачивания человека как винтик большой государственной машины. В связи с таким подходом пересматривается место и роль отраслей права. Основное место отводится прежде всего частному (в том числе гражданском) праву, а другие отрасли играют вспомогательную относительно частного права роль и направлены на его обеспечение и реализацию.

Право олицетворяется в законодательстве государства.

Процесс создания правового государства связан с осознанием стремление граждан к свободе, к обузданию дер-дарства-монстра, до примата права над государством, к обеспечению прав и свобод. Немцы в понятии "правогосударственность" (это слово означает по-немецки "правовое государство") делают акцент на негативном отношении к революционных идей в отношении государства, на признании эволюционного пути развития общества, на доминировании конституционных основ "правовой государственности".

Мировая цивилизация накопила большой опыт теории и практики правового государства. По выражению бывшего французского президента Ф. Миттерана, правовое государство представляет собой освященную европейской культурой систему демократических ценностей и юридических основ. История украинского народа по этому поводу должен засвидетельствовать миру одну из своих страниц.

Созидания украинского государства прошло чрезвычайно сложный исторический путь. После распада Киевской Руси и захвата польско-литовскими феодалами Галицко-Волынского княжества процесс развития украинской государственности на долгое время было прервано. Лишь во второй половине XVII в. часть украинских земель, заселенных украинцами, было объединено в государство под управлением Богдана Хмельницкого. Для того чтобы утвердиться в сложной международной обстановке того времени, новообразованное государство заключила военно-политический союз с Россией. Впоследствии соглашение было нарушено со стороны российского царизма. Украину лишили государственной самостоятельности и превращена в "малороссийской провинции". Ликвидировав на-родоправну, демократическую казацкую республику - Запорожскую Сечь, которая была слишком резким контрастом российском абсолютизма, Екатерина II перевезла гетманскую символику в Петербург. В те времена общественно-политическая мысль в Украине вынашивала проекты независимого государства. Украинский гетман в эмиграции Пилип Орлик разработал первую в Украине демократическую конституцию "Пакты и Конституция прав и вольностей Войска Запорожского", ее текст был объявлен 5 мая 1710 г. на Торжествах по поводу избрания Пилипа Орлика гетманом. Конституция проникнута либеральным и демократическим духом, Что ставит ее в ряд самых интересных достопримечательностей европейской политической мысли того времени.

Конституция Пилипа Орлика определяла границы Украинского государства, предусматривала установление национального суверенитета, обеспечения прав человека, признание нерушимости составляющих и факторов правового общества, а именно: единства и взаимодействия законодательной (выборный Генеральный Совет), исполнительной (гетман, действия которого ограничены законом, генеральная старшина и избранные представители от каждого полка) и судебной власти, подотчетной и подконтрольной. Установлюв





Государство есть политическая организация общества, обладающая аппаратом власти.

Государство служит обществу, решает задачи, стоящие перед обществом в целом, а также задачи, отражающие интересы отдельных социальных групп, территориальных общностей населения страны. Решение этих задач организации и жизни общества и есть выражение социального назначения государства. Изменения в жизни страны, общества, например, индустриализация, урбанизация, рост численности населения, выдвигают новые задачи перед государством в области социальной политики, в разработке мер устройства жизни общества в новых условиях.

К числу важнейших задач, в разрешении которых находит выражение социальное назначение государства, принадлежит обеспечение целостности общества, справедливого сотрудничества различных социальных групп, своевременное преодоление острых противоречий в жизнедеятельности общества и составляющих его общностей и групп.

Социальное назначение и активная роль государства выражаются в обеспечении прочного общественного порядка, научно обоснованного пользования природой, в охранеокружающей среды жизни и деятельности человека. И самое главное в характеристике социального назначения государства - это обеспечение достойной жизни человека, благосостояния народа.

Идеи социального назначения государства получили конкретизацию и развитие в концепции (теории) «социального государства». Положения о социальном государстве закреплены в ряде конституций демократических государств.

Демократическое социальное государство призвано обеспечить всем гражданам конституционные права и свободы. Обеспечивать не только материальное благосостояние, но и культурные права и свободы. Социальное государство - это страна с развитой культурой. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом 16 декабря 1966 г., говорится, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и гражданскими и политическими правами.

В современных условиях в России актуальными задачами в социальной политике государства являются обеспечение права на труд и меры по преодолению безработицы, охране труда, улучшению его организации и оплаты. Необходимо умножать и совершенствовать меры по укреплению и государственной поддержке семьи, материнства и детства. Социальная политика нуждается в стимулировании помощи пожилым гражданам, инвалидам, укреплении здравоохранения, других социальных институтов и служб. Большие задачи социальной политики государства стоят в области регулирования демографических процессов общества, стимулирования рождаемости, возвышения роли женщины в жизни общества государства.

Всеми учеными отмечается, что определить понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки, свойства государства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем невозможно. Вместе с тем, как доказала мировая наука, любое государство обладает набором универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. Эти же признаки были определены выше.

Обобщая, их можно сформулировать определение понятия государства. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом .

Сущность государства. Соотношение общечеловеческих и классовых начал в государстве.

Раскрыть сущность государства – это значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. При рассмотрении сущность государства нужно учитывать два аспекта:

2. Чьим интересам – классовым, общечеловеческим, религиозным, национальным, служит данная организация.

Выделяют два подхода к исследованию сущности государства:

1. Классовый подход .

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства оного класса над другим, и сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле как орудие диктатуры господствующего класса. Такое положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Так, рабовладельческое государство по своей сущности было политической организацией рабовладельцев, феодальное государство – организацией феодалов и других богатых сословий, капиталистическое государство на первых этапах своего развития выступало как орган выражения интересов буржуазии. Государство здесь используется в узких целях как средство обеспечения главным образом интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо других классов не может вызывать сопротивление противоположных классов, поэтому возникает проблема в постоянном снятии данного сопротивления с помощью насилия и диктатуры. Говоря о социалистическом государстве на этапе диктатуры пролетариата, следует заметить, что государство должно осуществлять эту диктатуру в интересах подавляющего большинства населения. К сожалению, многие теоретические положения о социалистическом государстве так и остались теорией, так как на практике государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-номенклатурной верхушке.


2. Общесоциальный или общечеловеческий подход .

Другой подход государства заключается рассмотрении сущности государства с общечеловеческих и общесоциальных начал. Особенность рабовладельческого, феодального, капиталистического на первых этапах развития государств состоит в том, что они, прежде всего, выражали экономические интересы меньшинства рабовладельцев, феодалов, капиталистов. Однако по мере совершенствования общества экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный элемент сужается, и в силу объективных причин государство превращается в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы членов общества. Вопреки предсказаниям политологов о кризисе и «загнивании» капитализма, об империализме как кануне и преддверии социалистической революции, капиталистическое общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства. Капитализм как общественный строй постепенно укрепился, значительно видоизменился. Он оказался способным принять и реально внедрить прогрессивные идеи общественного развития в практику. Общество, которое сформировалось после Второй Мировой Войны в развитых странах Западной Европы и Азии стало уже качественно иным. Оно существенно отличалось от капиталистического общества времен Маркса и Энгельса и империалистического общества, которое изучал Ленин. Современное западное общество подчас более ориентировано на социализм чем страны, называющие себя социалистическими. Государственным механизм превратился из орудия, средства преимущественной реализации общих дел в инструмент достижения согласия и компромисса. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений и так далее.

Таким образом, в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить как классовое начало, что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное начало, что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических государствах.

Загрузка...
Top