Художественная литература в защиту экологии. Русские писатели об экологиипроизведения русской литературы, в которых поднимались вопросы защиты окружающей среды

Природа в поэме находится в тесной связи с людьми. Так, солнечное затмение словно предупреждает войско князя Иго­ря о грядущей опасности. После поражения русских «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». В момент бегства Игоря из плена дятлы своим стуком подска­зывают ему путь к реке. Река Донец также помогает ему, «ле­лея князя на волнах, постилая ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевая его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». И Игорь благодарит Донец, своего спасите­ля, поэтически беседуя с рекой.

К.Г. Паустовский - сказка «Растрепанный воробей».

Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный бу­кетик, который отец, находящийся на фронте, подарил ког­да-то ее маме.

Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир

Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои ис­тинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не конче­на, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназ­начения.

Ю. Яковлев - рассказ «Разбуженный соловьями». При­рода пробуждает в душе человека лучшие человеческие каче­ства, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рас­сказа - эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его - Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему.

Ю. Нагибин - рассказ «Зимний дуб». Природа помогает человеку совершить множество открытий. На фоне природы мы лучше осознаем свои собственные чувства, а также по- новому смотрим на окружающих нас людей. Так произошло и с героиней рассказа Нагибина, учительницей Анной Васи­льевной. Попав с Савушкиным в зимний лес, она по-новому взглянула на этого мальчишку, открыла в нем качества, кото­рые не замечала раньше: близость к природе, непосредствен­ность, благородство.

Какие чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе - любовь к Родине

С.А. Есенин - стихотворения «О пашни, пашни, паш­ни...», «Спит ковыль, равнина дорогая...», «Русь». Тема приро­ды в творчестве Есенина неразрывно сливается с темой малой родины, русской деревни. Так, ранние стихотворения поэта, наполненные христианскими образами и деталями крестьян­ского быта, воссоздают картину жизни православной Руси. Вот проходят деревнями калики убогие, вот появляется на до­рогах странник Микола, вот дьячок поминает усопших. Каж­дый из этих сюжетов обрамлен скромным, незатейливым пей­зажем. И до самых последних дней Есенин сохраняет верность своему идеалу, оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы». Преклонение перед красотой русской природы сливается в стихах его с любовью к России.

Н.М. Рубцов - стихотворения «Я буду скакать по хол­мам задремавшей Отчизны...», «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы». В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошло­го в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы». Образ Роди­ны, чувства лирического героя, красота русской природы, не­зыблемость народных устоев и сила духа русского народа есть то доброе начало, что противопоставлено в стихотворении об­разу зла в прошлом и настоящем. В стихотворении «Тихая моя Родина» поэт создает образ родной деревни: избы, ивы, река, соловьи, старая церковь, погост. Звезда полей же становится у Рубцова символом всей России, символом счастья. Именно этот образ, да еще, пожалуй, русские березы ассоциируются у поэта с Родиной.

К.Г. Паустовский - рассказ «Ильинский омут». Автор рассказывает о своей привязанности к одному из маленьких местечек России - Ильинскому омуту. Такие места, по мыс­ли автора, несут в себе что-то священное, они наполняют душу душевной легкостью, благоговением перед красотой родной земли. Так в человеке зарождается чувство Родины - из ма­лой любви

В сборник писателя, лауреата Государственной премии СССР вошли роман «Тропы Алтая » посвященный исследователям Горного Алтая — чудесного края на юге Западной Сибири, наделенного самыми разнообразными природными богатствами.

Два поколения ученых составляют «Карту растительных ресурсов» Алтая летом 1960 года. И хотя действие романа ограничивается несколькими месяцами, перед нами возникают непростые судьбы и биографии героев на протяжении почти всей их жизни. Человек и природа, человек — покоритель природы — вот основная идея романа, насыщенного острыми конфликтами, научными и философскими спорами.

Также в книгу вошли повесть «Наши лошади » и рассказы «На Большую Землю », «Пик половодья » и «Санный путь ».

У Залыгина-писателя странная судьба. Несомненно, счастливая — как писатель он реализовался полностью. Прежде всего, Залыгин опроверг привычное представление о писательской биографии. Принято считать, что писатель начинает с короткого разбега, затем — бурное цветение таланта, когда на одном дыхании создаются самые яркие, эмоционально насыщенные произведения; далее следует постепенное оформление собственного стиля, которое идет параллельно с ослаблением эмоционального напора. Ну, а в конце биографии — медленное угасание творческого дара и переход к публицистике и мемуарным заметкам. А Залыгин-художник шел по восходящей до последних лет своей жизни. Даже тогда, когда силы его начали уходить катастрофически,(последние годы он очень часто попадал в реанимационное отделение), когда начинало отказывать, казалось бы, все — ему не отказывал, а как будто все разворачивался и разворачивался его дар художника.

Одну из последних своих повестей «Экологический роман» он заканчивал в реанимации. «Там, знаете, спокойно, никто не мешает, телефон молчит, там и дописал», — отвечал он на вопросы коллег.

Главная тема «Экологического романа» - Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная трагедия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя - к этому нас призывает одно из последних произведений русского писателя Сергея Залыгина.

Непознанные океанические глубины, таинственные дали космоса, удивительные тропические леса, поражающие воображение горные массивы - удивительный, загадочный и таинственный мир окружает нас с незапамятных времен. Постоянное стремление человека к прогрессу, безусловно, дало свои результаты - вода течет для нас прямо из крана, а электричество и интернет стали настолько привычными, что сейчас нам трудно представить свое существование без этих благ цивилизации.

Огромные заводы, количество которых растет с каждым годом, обеспечивают современное человечество практически всеми необходимыми ресурсами. Мы освоили металл и научились использовать нефть, изобрели бумагу и порох, а огромные информационные ресурсы хранятся теперь на крошечных пластиковых носителях.

За все нужно платить

Казалось бы, жизнь современного человечества едва ли не идеальна - все под рукой, все можно купить или произвести, однако не все так гладко. В погоне за прогрессом мы упускаем из виду одну крайне важную деталь - ограниченность природных ресурсов. Ежегодно деятельность человека становится причиной вымирания огромного количества видов живых существ, не говоря уже об уничтожении лесов и существенных изменениях в климате, ведущих к катаклизмам глобального масштаба.

Одними из самых серьезных и требующих внимания вопросов являются проблемы экологии. Аргументы в пользу сохранения окружающей среды существуют самые разные, начиная от призывов к милосердию и заканчивая научными доказательствами существования угрозы планетарного масштаба.

О чем снимают кино

Если задуматься, на данный момент существует по-настоящему ошеломляющее количество кинолент, в которых раскрывается проблема необходимости В качестве примера можно привести знаменитый фильм-катастрофу «Послезавтра», в котором раскрывается тема глобального потепления, или нашумевшую в свое время картину с Джоном Кьюсаком в главной роли с минималистичным названием «2012».

По большому счету, одними из самых востребованных тем в современном (и не только) кинематографе являются именно проблемы экологии. Аргументы в пользу ограничения использования природных ресурсов буквально сыплются на зрителя прямо с экрана, однако до сих пор это не приносит существенных результатов.

Книжные страницы

Не реже встречается такого рода тематика и в литературе. Не только художественная, но и научная книжная продукция с самых разных сторон освещает всевозможные аргументы по проблеме экологии. В книге «Silent spring», к примеру, раскрывается опасность использования пестицидов, а Робин Мюррей в своей работе «Цель - Zero Waste» обращает внимание читателя на необходимость качественной утилизации отходов ради сохранения окружающей среды.

В любой классической или современной антиутопии так или иначе освещается тема иррационального использования естественных ресурсов и пагубного влияния человека на флору и фауну планеты.

По следам Рэя Брэдбери

Классическим примером художественной литературы на тему иррационального использования ресурсов и возможностей человеком можно назвать роман «И грянул гром» Рэя Брэдбери. Не последнее место в произведении занимают и проблемы экологии. Аргументы автор приводит весьма впечатляющие - исчезновение крошечной бабочки может привести к по-настоящему необратимым последствиям, изменившим весь ход эволюции.

A Friend of the Earth

В данном романе описывается в не таком уж и далеком 2026 году, когда практически не осталось ни деревьев, ни диких животных. Казалось бы, какие еще требуются аргументы? К проблеме экологии в литературе обращаются многие писатели, вот и автор рассматриваемого нами произведения не скупится на масштабные сравнения былого и будущего и описание того, что Земля может потерять, если население планеты не пересмотрит свои взгляды на использование природных ресурсов.

Об этом говорил Оруэлл

Бесконечные здания всевозможных министерств, грязь, разруха, в которые погружен современный мир - вот классический пейзаж из романа «1984», в котором аргументы к проблеме экологии заключаются по большей части в сравнениях между естественностью природы и холодом камня, возведенного человеком.

«Облачный атлас»

И фильм, снятый совместно Томом Тыквером и тандемом Вачовски, и книга пытаются обратить внимание масс на неразумное поведение человека. Хоть и косвенно, в этом произведении также освещаются определенные проблемы экологии. Аргументы автор приводит таким образом, что читатель (а затем и зритель) попросту порой не может понять, прошлое перед ним или будущее.

Шумящие мегаполисы без единого следа растительности перекликаются в этом шедевре с бескрайними зелеными лесами и голубыми океанами, среди которых больше нет места человеку. Специальным мылом здесь заменяется еда, а общество обслуживается специально созданными для этого «фабрикатами», которых утилизируют и превращают в источник энергии по истечении срока годности.

Описание прекрасного

На сегодняшний день одной из самых насущных проблем считается именно проблема экологии. Аргументы из литературы на эту тему могут быть абсолютно научными и доказанными фактами, однако они не сравнятся с описаниями чистоты и красоты флоры и фауны, которыми изобилует мировая классика. Как можно не задуматься о сохранении окружающей среды, читая о девственных джунглях и океанических глубинах в «Робинзоне Крузо» Даниэля Дефо? Как можно оставаться равнодушным к спасению редких видов, держа в руках автобиографическую книгу Джой Адамсон «Рожденная свободной»?

Что для современного человечества проблема экологии? Аргументы из литературы, кинематографа и даже компьютерных игры из разряда Last of us более не способны его впечатлить. Порой кажется, что воображаемая кнопка «стоп», отвечающая за прекращение уничтожения окружающей среды, может быть нажата только в самой крайней, предельной ситуации, когда пути назад может уже не быть.

Огромное количество ведущих ученых всего мира непрерывно трубят о нависшей над человечеством угрозе, приводя все более и более весомые аргументы. На проблему экологии невозможно закрывать глаза. Все большие масштабы приобретают акции в пользу сохранения окружающей среды. Соответствующие петиции собирают миллионы и даже миллиарды подписей по всему миру, однако это не останавливает современного человека. И кто знает, к чему это впоследствии приведет…

МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №3

Высокогорского муниципального района РТ»

Исследовательская работа.

Русские писатели о природе и сохранении окружающей среды

Выполнила

Ученица 8а класса

Хидиятуллина

Диана Маратовна

Руководитель:

Учитель русского языка

и литературы:

Фаляхова Лена Фарилевна

2013-2014уч.год

Русские писатели о природе и сохранении окружающей среды.

Цель исследования:

Обоснование роли произведений русских писателей в воспитании гуманного отношения к природе, чувства прекрасного.


Задачи:
1. Раскрыть роль художественного слова в воспитании учащихся.
2. Проанализировать художественные особенности произведений русских писателей о природе.

I. Вступление.

Год экологии и охраны окружающей среды.

Человек и природа в произведениях русских писателей.

II. Изображение природы в произведениях русских писателей 19 века.

1.Мир природы в творчестве А.С.Пушкина.

2. «Пейзаж души» М.Ю.Лермонтова.

3.И.С.Тургенев-мастер пейзажной лирики.

4. Природа и жизнь человека в творчестве Л.Н.Толстого.

III. Изображение природы в произведениях русских писателей

20,21 веков.

1.Единство человека и природы в поэзии С.А.Есенина.

2. «Певец природы»- М.М. Пришвин.

3. Б.Васильев, В.Г.Распутин об охране окружающей среды.

IV. Вывод. Роль художественной литературы о природе в воспитании

юных читателей.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык..

Ф.И.Тютчев

2013 год в России объявлен президентом В.В.Путиным как Год экологической культуры и охраны окружающей среды. Сохранение природной среды и разумная охрана природы - одна из острейших проблем, стоящих перед человечеством, особенно в настоящее время. Опасность происходящих в природе изменений заставляет нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Сохранение природных систем, поддержание качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов должно стать повседневной заботой всего населения. От состояния природы зависит жизнь человека. Мы, жители 21 века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками экологической катастрофы. Природа гибнет, просит помощи. Мы должны спасти её, сохранить, природа - наш дом, наша земля. Как относиться к природе, окружающему миру, каким должен быть человек, что движет его эмоции – вот неполный перечень проблем, которые возникают из-за того или иного поведения людей. В данном исследовании я решила рассмотреть, как произведения русских писателей влияют на воспитание гуманного отношения учащихся к природе, как воспитывают чувство прекрасного. Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Катастрофа века - это экологическое состояние окружающей среды. Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, умирающие полесские болота, зараженный радиацией Черно­быль...У нас в селе Высокая Гора высохло красивейшее озеро Элита, вырубаются старинные леса,в лесу всё меньше и меньше становится растений, записанных в Красную Книгу. Кто виноват? Человек, истре­бивший, уничтоживший свои корни, че­ловек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее зверя. Этой проблеме посвя­щали свои произведения многие русские писатели.

Предмет исследования – произведения русских писателей 19 и 21 веков.

Природа – это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается нам в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.
Чтобы подросток вырос настоящей личностью, ему нужно помочь в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития. Эту очень важную задачу решают в своём творчестве многие русские классики. Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту! Произведения русских писателей, которые учат нас видеть красоту природы, правильно вести себя в природе, затрагивают проблемы природы и нравственности, так как эти два понятия идут нераздельно друг от друга.
В своих произведениях русские классики не только восхищаются красотой природы, но и предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

I.Велико наследие литературы XIX века. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшим эпохам. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Их произведения раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.

1.А.С.Пушкин воспевал скромную прелесть русской природы.

Пушкину дорога природа такая, какая она есть.

В стихотворении «Зимний вечер» 1825 года его лирический герой, несмотря на буйство стихии за окном, продолжает жить своей жизнью, буря не кажется зловещей или грозящей опасностью:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Пушкин любуется природой, наблюдает ее и ищет прелесть в каждой, пусть и неприглядной детали, передавая пейзаж без приукрашивания. Природа для него опора в жизни, ее красота вдохновляет его и дает ему силы жить.
Поэт часто соотносит мир природы с миром людей, а пейзаж становится средством выражения философии автора. Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1829 г. лирический герой Пушкина сопоставляет человеческий век и век «природный»:

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Любимое время года поэта- осень. В ней поэта особенно привлекает увядание природы, печальное и грустное. Мне очень нравится стихотворение «Осень.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод…
Осень пробуждает в Пушкине поэтическое вдохновение:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.

Природа осеньюувядает, но она прекрасна:
«Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и в золото одетые леса…» В стихах Пушкина о природе замечаешь и проявление таких нравственных качеств, как вольнолюбие, гуманность, патриотизм. В стихотворении «Деревня» перед нами предстает скромная, но пленительная картина природы средней полосы России. Этот чудный сельский пейзаж вызывает чувство любви к родной земле и к её труженикам:

Я твой - люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят…

Природа у А. С. Пушкина - это жизнь, наполненная звуками, красками, но кроме этого, еще и могучая стихия, которая пробуждает в человеке самые лучшие качества - патриотизм, свободолюбие, человечность, доброту, мудрость. В современной действительности человек должен найти точку опоры, чтобы не пасть духом, не скатиться в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в самом себе. Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. В природе есть своя чарующая прелесть, которая лечит человека

Гармоничный, философский взгляд на мир, к которому Пушкин пришел к концу жизни, подарил читателю открытие красоты и задушевности русской природы, а реалистический пейзаж стал новым этапом в развитии русской поэзии. И именно пушкинским традициям в изображении природы следовали многие будущие поэты и писатели.

Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие. С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.

2. М.Ю.Лермонтов-преемник А.С.Пушкина. Огромен и неповторим мир поэзии Лермонтова. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью. Человек и общество, природа и человек, небо и звезды, любовь и смерть, счастье и страдание – он писал обо всем, что его волновало, тревожило, мучило. Его стихотворения необычайно глубоки по содержанию. Через изображение природы поэт выражает свои мысли, чувства, свое восприятие мира. Пейзаж в его стихах не бытовая зарисовка, он проникнут глубоким философским смыслом, это “пейзаж души”.

Лермонтов видит в природе и красоту, и мудрость, и доброту, и согласие. Она воистину живая, независимая, вечная, гармоничная. В природе человек черпает силы. Природа связана с человеком, с его внутренними переживаниями. Природа обладает некой магической силой. Она притягивает, привораживает нас, мы ощущаем нерасторжимую связь с ней. В слиянии с природой человек способен ощутить себя счастливым, умиротворенным. Об этом стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива” (1837). Стихотворение о единстве мира, природы и человека. С души спадает тяжесть, уходят тревоги, сомнения, когда человек видит красоту и гармонию окружающего мира и чувствует свое одиночество. Природа дает герою возможность успокоиться и отдохнуть, отходят от души заботы и тревоги, уносятся тяжелые мысли.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

………………………………………………..

……………………………………………

Тогда расходятся морщины на челе,-

И в небесах я вижу бога.

Он, рисуя пейзаж в своих произведениях, показывает особенность природы: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес, близок лирическому герою Лермонтова листок, вечный странник, оторвавшийся “от ветки родимой”, никому не нужный, “не знающий сна и покоя”.
Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, - пишет поэт о Демоне.
Особенно интересно стихотворение “Вечер после дождя”. Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы. Поэт увидел, “приметил” цветок. Он так же одинок, как и поэт. Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки “в печали роковой”. И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один “меж омоченных трав”.

Главу свою склонивши,он стоит,
Как девушка в печали роковой:
Душа убита, радость над душой;
Хоть слезы льет из пламенных очей,
Но помнит все о красоте своей.

В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно такие чувства вызывают небо и звезды. Гармония природы противопоставляется в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» дисгармонии в душе человека:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Природа может таить опасность, показаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “жалит огонь безжалостного дня”.
Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад”, “Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил” (“Мцыри”).
Природа для поэта - это великолепный, прекрасный “божий сад”. Лишь она может помочь забыться поэту, примириться с жизнью. Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел” над его изголовьем.
Лермонтов всматривается в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую сливу под тенью сладостной зеленого листка”, и “холодный ключ”, играющий в овраге.
Созерцая красоту природы, Лермонтов переживает высокие мгновения. И это потому, что природа являет собою плоды рук Творца в чистом, неискаженном образе:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!

Его поэзия - это поэзия дисгармонии, одиночества, разочарования. Часто пейзажные зарисовки превращаются у Лермонтова в историю души. В стихотворении «Тучи» лирический герой отождествляет себя с тучами.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Через описание природы поэт передаёт свои глубокие философские размышления о смысле жизни, о законах бытия, о человеческом счастье.

3.И.С. Тургенев

В творчестве Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь. Это хорошо показано в рассказах, которые составляют знаменитые "Записки охотника".

В рассказе "Бежин луг" заблудившийся охотник не только переживает страх вместе с собакой, но и чувствует свою вину перед уставшим животным. Тургеневский охотник очень чуток к проявлениям взаимного родства и общения между человеком и животным. Рассказ "Бежин луг" посвящен русской природе. В начале рассказа изображаются особенности изменения природы в течение одного июльского дня. Потом мы видим и наступление вечера, закат солнца. Загадочна жизнь ночной природы, перед которой человек не всесилен. Но тургеневская ночь не только жутка и таинственна, она еще и прекрасна "темным и чистым небом", которое "торжественно и высоко" стоит над людьми. Тургеневская ночь духовно раскрепощает человека, тревожит его воображение бесконечными загадками мироздания: " Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь... Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, Вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли...".

Объясняя таинственные явления природы, крестьянские дети не могут избавиться от впечатлений окружающего их мира. От мифических существ, русалок, домовых в начале рассказа воображение ребят переключается на судьбы людей, к утонувшему мальчику Васе, несчастной Акулине и др. ... Природа тревожит своими загадками мысль человека, дает почувствовать относительность любых открытий, разгадок ее тайн. Она смиряет силы человека, требуя признания своего превосходства.

Так формируется в "Записках охотника" тургеневская философия природы. Вслед за кратковременными страхами летняя ночь несет людям мирный сон и покой. Всесильная по отношению к человеку, сама по себе ночь - лишь миг. " Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро начиналось...".

Природа средней полосы России в произведениях Тургенева пленит нас своей красотой. Читатель не только видит бескрайние просторы полей, густые леса, перелески, изрезанные оврагами, но словно слышит шелест березовых листьев, многоголосье пернатых обитателей леса, вдыхает аромат цветущих лугов и медовый запах гречихи. Писатель философски размышляет то о гармонии в природе, то о равнодушии по отношении к человеку. А его герои очень тонко чувствуют природу, умеют понимать ее вещий язык, и она становится как бы соучастницей их переживаний.

4.Л.Н.Толстой

Толстой любил природу, она затрагивала струны его души, в самом обычном пейзаже он умел подметить неповторимость и индивидуальность. Но природа в произведениях Льва Николаевича Толстого не просто фон, на котором живут и действуют его герои. Она отражение их чувств, внутреннего состояния. Интересно, что через восприятие героем природы автор проверяет душу человека. Любимые персонажи писателя Наташа Ростова и княжна Марья, Пьер Безухов и Андрей Болконский часто любуются окружающей красотой, «впуская» ее в свою душу, но никогда не увидим Элен и Анатоля Курагиных, Берга, Наполеона, уделяющих внимание «таким пустякам» - окружающим картинам природы. Они самолюбивы и эгоистичны, их занимают лишь собственные персоны. А как прекрасна и непосредственна Наташа, когда любуется красотой ночи в Отрадном: «Соня, Соня! - послышался опять первый голос.- Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!..- Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало...- Нет, ты посмотри, что за луна!..» Князь Андрей понял всю суетность и пустоту своих тщеславных мечтаний, когда увидел «высокое небо» Аустерлица, ему открылась истина, ради чего должен жить человек, к чему стремиться, отрешившись от суетности и корысти повседневной жизни. Такую же судьбоносную роль сыграла «встреча» князя Андрея с дубом, стоящим на краю дороги. «Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и обломанной корой, заросшей старыми болячками... Презрительным уродом стоял между улыбающимися березами...» «Весна, и любовь, и счастье! - как будто говорил этот дуб...- Все одно и то же, и все обман!» Это как раз соответствовало настроению Болконского. Он думал, что отжил свои лучшие годы. Но невольно подслушанный ночной разговор двух девушек и картина распустившегося дуба совершенно преобразили князя Андрея. Он обновился так же, как весной обновляется и возрождается природа. «Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны,- подумал князь Андрей.- Да где он?..» Старый дуб, весь преображенный, распустившись шатром сочной темной зелени, млел, чуть колыхаясь, в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно... «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год,- вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей...» Это не просто умение увидеть красоту вокруг себя, но внутренняя связь, органическое слияние с родной природой, которая входит в души людей, истинных патриотов России. Любоваться красотой могут многие, но почувствовать ее, пропустить через свое сердце, наполниться ею, обогатиться духовно - дано не многим, а Лев Николаевич еще и умеет все это гениально отразить «на бумаге». А как трогательно описан дождь, накрапывающий на Бородинском поле вечером 26 августа 1812 года. Это «слезы неба» об убитых людях, защищавших свою родину, или обманутых, «очарованных» сказкой о дальних московских землях, пришедших поживиться за чужой счет, но нашедших здесь лишь могилу. Л.Н.Толстой гениально умел соединить видимую красоту окружающего мира с душевными качествами человека, показать благотворное влияние природы на нашу жизнь.

II. Писатели ХХ века продолжили лучшие традиции своих предшественников. В своих произведениях они показывают, каким должно быть отношение человека в бурный век научно-технической революции к природе. Потребности человечества в природных ресурсах возрастают, и особенно остро встают вопросы бережного отношения к природе, т.к. экологически неграмотный человек в совокупности со сверхмощной техникой наносит неисправный урон окружающей среде.

1.С.А.Есенин Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклонялся природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве",- говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина - дети одной матери - природы. Человек - часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа...". В нем человек уподоблен березке, а она - человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о дереве или о девушке. То же самое стирание границ между природой и человеком в стихотворении "Песни, песни, о чем вы кричите?»

Хорошо ивняком при дороге

Сторожить задремавшую Русь...

И в стихотворении "Закружилась листва золотая... " :

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод..."

Но в поэзии Есенина есть и произведения, говорящие о дисгармонии между человеком и природой. Примером разрушения человеком счастья другого живого существа может послужить "Песнь о собаке". Это одно из самых трагических стихов Есенина. Жестокость человека в житейской ситуации (у собаки утопили ее щенят) нарушает гармонию мира. Эта же тема звучит в другом есенинском стихотворении - "Корова".

сводится к переживанию собственной боли - их мир расширен и согрет состраданием к детенышам. Животный мир у С. Есенина – часть природы, живой, одушевлённой, разумной. Его птицы и звери ведут себя естественно и достоверно, поэт знает их голоса, повадки, привычки. Они бессловесны, но не бесчувственны, а по силе своих чувств и переживаний не уступают человеку. Все стихотворения С. Есенина о животных сюжетны, они раскрывают образ животного в драматических для его судьбы ситуациях: у коровы отобрали и зарезали больного ребёнка – телка, подстреленная лисица приковыляла к своей норе на разбитой лапе…
В стихотворении "Лисица" Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Животный мир у С. Есенина – часть природы, живой, одушевлённой, разумной. Его птицы и звери ведут себя естественно и достоверно, поэт знает их голоса, повадки, привычки. Они бессловесны, но не бесчувственны, а по силе своих чувств и переживаний не уступают человеку. Все стихотворения С. Есенина о животных сюжетны, они раскрывают образ животного в драматических для его судьбы ситуациях: у коровы отобрали и зарезали больного ребёнка – телка, подстреленная лисица приковыляла к своей норе на разбитой лапе…
В стихотворении "Лисица" Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно:
Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах-как прелая морковь.
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.
Есенин как бы очеловечивает главных героев в своих стихотворениях, им больно и грустно, как человеку. Их силы закончились, уже нет надежды выжить или вернуть своих детей.
Животное, сохраняя объективные, натуральные черты, впервые становится безусловным и полноправным лирическим объектом. Причем трагедия животных у Есенина не сводится к переживанию собственной боли - их мир расширен и согрет состраданием к детенышам.

«Отговорила роща золотая» - одно из самых знаменитых стихотворений С.Есенина. Оно было написано в 1924 году. В этой элегии развита вечная тема подчинённости человеческой жизни законам природы: и роща «отговорила», и журавли «не жалеют больше ни о чём», и «дерево роняет тихо листья», и лирический герой «роняет грустные слова», ему не жаль «ничего в прошедшем». Параллелизмы, сравнения помогают почувствовать вселенский закон: «каждый в мире странник», но мир при этом не умирает, трава «от желтизны не пропадёт», «не обгорят рябиновые кисти». Лирическое стихотворение имеет философский план. Его содержание составляют раздумья поэта о жизни. Образ рощи, говорящей языком берёз, сам по себе поразителен. Тревожная грусть охватывает с первой строки (ведь «роща золотая» что-то уже «отговорила») и особенно со второй - ведь умолкнувший язык был не только «берёзовый», но и «весёлый».

Стихотворение начинается и заканчивается картиной осенней берёзовой рощи, которая предстаёт как живое существо, говорит «весёлым языком», да и другие образы стихотворения одушевлены, очеловечены: «журавли, печально пролетая», не жалеют ни о ком, «грезит конопляник», «горит костёр рябины». Природа в поэзии Есенина - не просто тема, а самая суть его философии.

Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтику Есенина. Его любимое средство художественного изображения - это олицетворение («отговорила роща», «грезит конопляник»). Ещё интереснее другой, очень характерный для Есенина приём, который можно было бы назвать «олицетворением наоборот»: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Целиком на таком приёме построено стихотворение «Отговорила роща золотая». «Золотая роща» - это сам Есенин, чувствующий своё « увядание», но это одновременно и его поэзия. Для него поэзия - это прекрасный сад, где слова - листья.

Для Есенина этот образ принципиально важен, так как порождён представлением о том, что человек, поэзия и природа - это одно неразрывно связанное целое. Стремление поэта ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле - важнейший принцип художественного мышления Есенина. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все они, по Есенину, дети единой матери-природы. В его стихотворении мы видим как очеловеченную природу, так и «оприродованного» человека, которому присущи «растительные» черты. У Есенина природа неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.Несмотря на щемящее чувство грусти, пронизывающее стихотворение, оно не звучит пессимистически: его согревает вера в душевные силы человека, мудрое приятие законов бытия. Стихотворение говорит о любви к жизни, о великом смысле жизни на земле. «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души», - утверждал Алексей Толстой.Стихи Есенина учат нас бережному отношению к животным, деревьям, растениям, ко всему живому, к родине нашей.

2. М.М.Пришвин

Творчество Михаила Михайловича Пришвина от начала до конца полно глубокой любви к родной природе. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам.

Не зря Михаила Пришвина называют "певцом природы". Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой в его творчестве.

Еще в первом произведении "В краю непуганых птиц" Пришвин тревожится за отношение человека к лесам "...Только и слышишь слово "лес", но с прилагательным: пиленый, строевой, жаровой, дровяной и т.д.". Но это полбеды. Вырубаются лучшие деревья, используются только равные части ствола, а остальное "... бросается в лесу и гниет. Гниет также и пропадает даром весь сухолистный или поваленный лес..."

Об этой же проблеме идет речь в книге очерков "Северный лес" и в "Корабельной чаще". Бездумная вырубка леса по берегам рек приводит к нарушениям во всем большом организме реки: размываются берега, исчезают растения, служившие пищей для рыб.

В "Лесной капели" Пришвин пишет о черемухе, которую во время цветения так неразумно ломают горожане, унося охапки белых душистых цветов. Ветки черемухи в домах простоят день - два и отправятся в мусорные бачки, а черемуха погибла и больше не порадует своим цветением будущие поколения.

А иногда, казалось бы, совсем безобидным способом, невежественный охотник может привести дерево к гибели. Такой пример приводит Пришвин: "Вот охотник, желая разбудить белку, стучит топором по стволу и, достав зверька, уходит. А могучая ель губится от этих ударов, и вдоль сердца начинается гниль".

В повести "Жень-шень" писатель рассказывает о встрече охотника с редким животным - пятнистой оленихой. Эта встреча породила в душе охотника борьбу двух противоположных чувств. "Я как охотник был себе самому хорошо известен, но никогда я не думал, не знал... что красота, или что там еще, может меня, охотника, связать самого, как оленя, по рукам и ногам. Во мне боролись два человека. Один говорил: "Упустишь мгновение, никогда оно тебе не возвратиться, и ты вечно будешь о нем тосковать. Скорей же хватай, держи, и у тебя будет самка самого красивого в мире животного". Другой голос говорил: "Сиди смирно! Прекрасное мгновение можно сохранить, только не прикасаясь к нему руками". Красота животного побудила в человеке охотника...

В повести "Неодетая весна" Пришвин рассказывает о спасении людьми зверей во время весеннего половодья. И тут же приводит удивительный пример взаимовыручки среди зверей: охотничьи утки стали островками суши для насекомых, оказавшихся в воде из-за бурного разлива. Таких примеров помощи животных друг другу у Пришвина много. Через них он учит читателя быть внимательным и подмечать сложные взаимоотношения в мире природы. Понимание природы, чувство прекрасного неразрывно связано с правильным подходом человечества к использованию щедрых даров природы.

На протяжении всей своей литературной деятельности М.М. Пришвин пропагандировал идею сохранения флоры и фауны. В любом произведении писателя звучит высокая любовь к природе: "Пишу - значит люблю", - говорил Пришвин.

Пришвин в своих рассказах так умело описывает все прелести природы или повадки животных, что в нашем воображении сразу рисуется их яркий образ, мы наяву слышим, как поют птицы или шумят листья на деревьях.

Первая книга М.М.Пришвина– о русском Севере - “В краю непуганых птиц”. Главная тема- человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.
Пришвин описывает в своих рассказах не просто отношение людей к природе, а отношение их к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы.
В основе зарисовок Пришвина лежит пристальное внимание к миру, вглядывание в цветок, в круги на воде, в молодые еловые иголки и ощущение кровного с ними родства.
А сколько еще в рассказах Пришвина наблюдений за листками, грибами, муравьями, птицами, ветром, зайцами – наблюдений, полных нежности и сочувствия! Природа живет, чувствует, играет, тоскует и радуется – и просится к человеку. Ждет его внимания, любви, помощи. И Хозяин Леса, сильный своим разумом, добрый “сердечной мыслью”, всматривается, вслушивается в нее, любуется, понимает – и принимает под свою защиту.
Если говорить о восприятии природы Михаилом Михайловичем Пришвиным, то он воспринимал ее двойным зрением: как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник - искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства “через посредство охоты”… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.
Одностраничный рассказ “Лисичкин хлеб ” важен писателю, его название вынесено в заголовок цикла, объединяющего четырнадцать рассказов. Рассказ этот о силе поэтического слова, которое простой хлеб преображает в сказочный и тем делает его желанным.
В своём дневнике в 1951 году Пришвин пишет: “Чувство природы есть чувство жизни личной, отражённое в природе: природа – это я. Труднее всего говорить о себе, от того так и трудно говорить о природе”.
В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.
Звери и птицы у Пришвина “шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат ”; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам (“Золотой луг”); точно богатырь, выбивается из-под
листьев гриб (“Силач”); шепчет лес (“Шёпот в лесу”). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях (“Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки”).
В природе людей поражают её творческие силы, вечное обновление жизни, вечное движение. Постоянное возникновение и уничтожение, непрерывное движение и изменение – всё это воспринимается нами как прекрасное начало.
У нас формируется понятие о добре и зле, совести и чести.
Так, Пришвин в рассказе “Ёж” очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: “Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам - съест”.
Рассказ “Ребята и утята” учит быть добрыми и внимательными к живым существам: “И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята: “До свидания, утята!” ”
В текстах очень часто встречаются моменты, где автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы пробуждают и развивают те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая рассказы, мы расширяем кругозор, получаем информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни.
. Человек - часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц – и сам не сможет прожить на мёртвой планете. Поэтому и обращается Пришвин к нам: “Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни… Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи и горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину”.
Книги Пришвина “Лисичкин хлеб”, “В краю дедушки Мазая”, “Золотой луг”, - азбука природы. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учиться бережному отношению к природе. Есть дети, которые наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают в коробки насекомых, составляют букетики из цветущей земляники, отрывают бутоны для «угощения» куклам и т.д.). Наконец встречаются, способные жестоко относиться к растениям и животным.
Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей – отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях, особенностях развития и их значимости. Жестокое отношение к природе – результат нравственной не воспитанности детей, когда они не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь.
В своих рассказах М.М. Пришвин воспитывает любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.

Писатель очень любил природу и поэтому с каждой строчки, написанной им, сквозит неподдельная любовь и нежность к Природе – матушке.

4.Б.Л.Васильев «Все мы в одном доме живем, да не все хозяева. А почему? А природа она покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И ни какой человек, ни царь ей… вредно это – царем то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку»,- с болью и горечью обращается современный писатель Б.Л.Васильев к жителям Земли. В его повести "Не стреляйте в белых лебедей" каждая страница, каждая строка проникнута великой любовью к родной природе. Писатель Б.Л. Васильев «боль земную чувствует как свою собственную», и наделил этим замечательным качеством главного героя произведения Егора Полушкина. Г Егор Полушкин - лесник, нашел свое призвание, именно став стражем природы. Будучи человеком простым, незатейливым, всю красоту и богатство своей души он проявляет в своей работе. Любовь к своему делу помогает Полушкину раскрыться, проявить инициативу, показать свою индивидуальность. Так, например, правила поведения для туристов Егор вместе с сыном Колей написали в стихах:

Стой турист, ты в лес вошел,

Не шути в лесу с огнем,

Лес - наш дом,

Если будет в нем беда,

Где мы будем жить тогда?

Как много мог бы сделать этот человек для своей земли, если бы не его трагическая гибель. Егор до последнего вздоха защищает природу в неравном бою с браконьерами. Незадолго до своей гибели Полушкин говорит замечательные слова: "Природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает домолетно. И никакой человек не царь ей, природе-то... Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку."

В.Г.Распутин-современный писатель, активный борец за охрану окружающей среды. В повести «Прощание с Матерой» поднимает тему вымира­ния деревень. Бабка Дарья, главная ге­роиня, тяжелее всех принимает новость о том, что прожившая триста лет дерев­ня, где она родилась, доживает свою последнюю весну. На Ангаре строят плотину, и деревня будет затоплена. И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека безотказно, честно и самоот­верженно, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг начинает сопротив­ляться, защищая «свою старую избу, свою Матеру, где жил ее прадед и дед, где каждое бревнышко не только ее, но и ее предков. Жалеет деревню и ее сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто «не поливал потом каждую борозду». Павлу понятна и сегодняшняя ситуация, он по­нимает, что плотина нужна, но не может смириться с этим бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это - память. Она уверена, что «правда в памяти, у кого нет памяти - у того нет жизни».Горюет Дарья на кладбище у могил сво­их предков, просит у них прощения. Сце­на прощания на кладбище не может не тронуть читателя. Строится новый посе­лок, но в нем нет той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестья­нин с детства, общаясь с природой.Ушла деревня Матёра под воду, вместе с ней её преданные защитники, порвана связь человека с матерью-природой! Повесть предупреждает человека: природа не терпит такую жестокость, она в гневе, нельзя быть такими бесчеловечными!

III.Заключение. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.«Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает стать человеку справедливее, великодушнее, ответственнее».«Наличие этого чувства – обязательный признак доброго сердца…»,-говорил М.М.Пришвин.Сегодня природа как никогда нуждается в защите и охране, в бережном к ней отношении, а без любви к ней всё это крайне затруднительно, даже почти невозможно. Любовь к природе является главной причиной её охраны. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни. Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских поэтов и прозаиков. Они могли в неброской, внешне неяркой русской природе находить смысл; природа всегда была для них источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. К своей родной природе надо относиться патриотично, как русские писатели, то есть беречь её. Чтение художественного произведения помогает обогащаться знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы, любить и беречь окружающий нас мир. Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает познать природу во всем ее многообразии,закладывает основы материалистического понимания. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Возможно, не каждый ребёнок поймёт тот или иной поступок героя, но нравственное начало в поступках человека должно послужить для него примером. Также стоит рассмотреть в каждом конкретном случае в человеке личность, которая принимает то или иное решение и выяснить – почему человек поступает так, а не иначе. Таким образом, в природоведческой литературе можно проследить отношение человека к природе.
через неё идёт знакомство детей с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывая нравственные, эстетические и другие качества человека, формирует личность.

Против варварского уничтожения ле­сов, животных и вообще природы со страниц печати постоянно звучат при­зывы писателей, которые стремятся пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам - это во­прос об отношении к Родине.Есть четыре закона экологии, которые сформулировал американский ученый Барри Коммонер: «Все взаимосвязано, все должно куда-нибудь деться, все что-нибудь сто­ит, природа знает это лучше нас». Но, мне кажется, если бы все люди земли задумались о своем будущем, то они могли бы изменить сложившуюся в ми­ре экологически опасную ситуацию. Все в наших руках!

Келехсаева Марина Сослановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №42 им. Х. Мамсурова
Населённый пункт: город Владикавказ, РСО-Алания
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Экологические проблемы в произведениях русской литературы"
Дата публикации: 21.05.2018
Раздел: среднее образование

Исследовательская работа

«Экологические проблемы в произведениях русской литературы»

Аннотация

Цель работы :

исследование экологических проблем, затронутых в произведениях

русской литературы.

Методы исследования : теоретический анализ источников; библиографический анализ

литературы и материалов сети Internet; литературный анализ художественных

произведений, анализ полученных данных, обобщение.

Выводы:

произведениях 19 века, так и в произведениях 20 и 21

века. Это и поэтические и

прозаические тексты.

защитой природы.

обращения с животными.

своё отражение в литературе.

План исследований

Гипотеза

любого времени, связанные с охраной природы.

2017 год объявлен Годом экологии в России.

В последнее десятилетие экология

переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой.

Впервые понятие «литературная экология» появилось в печати в 1993 году. Это время

характеризуется

экологического

движения

экологического

образования

Проблемы взаимодействия природы и общества в последние десятилетия волнуют не

только учёных, но и общественных деятелей, писателей. Учебником жизни назвал когда-то

писатель

Н.Чернышевский

художественную

литературу.

художественных

произведениях отразились представления людей о принципах взаимодействия человека и

воссозданы

изменяющейся

окружающей

влиянием

различных причин. Эта проблема является актуальной и в настоящее время, поэтому она

была выбрана для проведения исследования и написания исследовательской работы.

Цель работы – исследование экологических проблем, затронутых в произведениях

русской литературы.

Задачи:

Рассмотреть понятие «литературная экология»;

Познакомиться с источниками информации о проблемах экологии;

Познакомиться с текстами литературных произведений, в которых раскрываются

взаимоотношения человека и природы;

Проанализировать

художественные

экологические

Сделать обобщения и выводы.

Гипотеза

В художественных произведениях русской литературы затрагиваются

экологические проблемы, связанные с защитой природы.

Объект исследования

произведения

литературы:

«Журавли»

Заболоцкого, «Дядя Ваня» А. П. Чехова, «Царь – рыба» В. Астафьева, «Лесная капель» М.

М. Пришвина, «Облавная баллада» А. Н. Егорова, «Песнь о собаке», «Корова» С. А.

Есенина, «Заячьи лапы» К. Паустовского.

Предмет исследования

экологические

проблемы

художественных

произведений

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что в ней

непосредственно доказано, что природа – это не только великое чудо, но и великое благо

для людей, он требует нашей постоянной заботы и внимания, нуждается в бережном

отношении и охране.

Практическая значимость моей заключается в том, что работу можно использовать в

школьном курсе раздела «Экология» и на уроках литературы.

Надо любить всё: зверей, птиц,

растения, в этом красота жизни.

А.И.Куприн

Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту! В своих произведениях они не

только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может

привести неразумное потребительское отношение к природе.

В творчестве Николая Заблоцкого довольно много произведений, которые посвящены

родной природе, но при этом имеют глубокий философский и житейский смысл. К ним, в

частности, относится стихотворение «Журавли», которое поэт написал в 1948 году, став

очевидцем

трагического

журавлей,

возвращаются на родину из далекой Африки. Стройный журавлиный клин «вел вожак в

долину изобилья». Однако когда под крылом блеснуло знакомое озеро, «черное зияющее

дуло из кустов навстречу поднялось». Прозвучавший выстрел лишил стаю гордого вожака,

« и частица дивного величья с высоты обрушилась на нас». В этом произведении также

звучит проблема браконьерства.

В 1976 году увидела свет книга Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще

взаимодействия

человека

природой.

варварское

отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире

порядок. Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о

разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению

ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой»

заставляет

главного

произведения,

Игнатьича,

задуматься

совершенных им грехах: «Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на

рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки,

жилки-былки

путаются,

озаренно,

подробностях

обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как

наваждение,

оборонялся

В "Лесной капели" М. М. Пришвин пишет о черемухе, которую во время цветения так

неразумно

горожане,

душистых

черемуха, и весь город тащил себе из лесу ветки с белыми цветами. Я знаю в лесу одно

дерево: сколько уж лет оно борется за свою жизнь, старается выше расти, уйти от рук

ломающих». Ветки черемухи в домах простоят день - два и отправятся в мусорные бачки,

а черемуха погибла и больше не порадует своим цветением будущие поколения.

Ещё одну немаловажную экологическую проблему можно заметить в литературе -

проблему жестокого обращения с животными.

В поэзии С. А. Есенина есть произведения, говорящие о дисгармонии между человеком

и природой. Примером разрушения человеком счастья другого живого существа может

послужить "Песнь о собаке". Это одно из его самых трагических стихов. Жестокость

человека в житейской ситуации (у собаки утопили ее щенят) нарушает гармонию мира.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

Эта же проблема звучит в другом есенинском стихотворении - "Корова".

Дряхлая, выпали зубы,

Свиток годов на рогах.

Бил ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

Сердце не ласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думает грустную думу

О белоногом телке.

Не дали матери сына,

Первая радость не прок.

И на колу под осиной

Шкуру трепал ветерок.

Скоро на гречневом свее,

С той же сыновней судьбой,

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой…

Проблема лесных пожаров – одна из острых проблем современного мира. Эта

проблема звучит в рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы». В сюжете произведения лежит

история о деде Ларионе Малявине, который пошел охотиться жарким августовским днем в

лес и был застигнут врасплох лесным пожаром, который чуть не унес его жизнь, но

благодаря зайцу, который вывел его из огня, он был спасен.

Главной идеей является то, что человек должен ощущать ответственность за те

поступки,

совершает

отношению

отзывчивым не только к людям, но и к животным.

Тема взаимоотношений человека с природой – важнейшая в стихах Николая Рыленкова.

Глубокой убеждённостью звучат его строки:

Борьба с природой? Нет, мне страшно слушать это.

Борьбу ведут с врагом, а нам природа – мать,

Она отдаст нам всё: - Бери, но не уродуй!

Извечной красоты для суетных затей…

Страстным призывом к современникам звучат строки поэта Станислава Куняева:

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу – прислушайся ко мне:

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в тёмной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

От чего щемит в моей груди.

Поэты призывают людей остановиться, оглянуться и увидеть, что они сделали с

Выводы

В ходе проведённого исследования мы увидели, что проблемы экологии звучат как в

произведениях

произведениях

поэтические

прозаические тексты.

Нам удалось доказать правильность выдвинутой гипотезы - в художественных

произведениях русской литературы затрагиваются экологические проблемы, связанные с

защитой природы.

В ряде произведений художественной литературы звучит проблема браконьерства.

обращения с животными.

Одна из острых проблем современности – проблема лесных пожаров – также нашла

своё отражение в литературе.

Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты.

В их представлениях природа связывается с истинной человечностью.

Литература помогает читателю осознать то, что остановить научно-технический

прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

Загрузка...
Top