Абстрактное будущее. Абстрактное мышление – что это

Определение 1

Мышление – это познавательное действие, происходящее за счет рационального и опосредованного изучения окружающего мира.

Понятие абстрактно-логического мышления

Все законы функционирования общества и природной среды познаются посредством человеческого восприятия, ощущений, его чувственной стороны и памяти. Кроме того, это возможно благодаря мыслительным процессам.

Мышление имеет несколько разновидностей. Самым распространенным его видом, который активизируется на последнем этапе развития личности, является абстрактно - логическое мышление.

Определение 2

Абстрактное логическое мышление – это разновидность мыслительного действия, реализуемого за счет проведения логических операций с теоретическими понятиями.

Такое мышление характеризует общие связи и взаимодействия, развивающиеся между предметами, процессами и явлениями, происходящими в окружающем пространстве.

Формы абстрактного логического мышления

Выделяют три основных формы абстрактно-логического мышления:

  1. Понятие – форма, характеризующая объект, как обладателя единичного признака или их группы, являющимися наиболее приоритетными и, отражающими его сущность. Например, в качестве абстрактных понятий можно выделить слова и словосочетания: рыба, зеленоглазая девушка, продавец магазина, учитель.
  2. Суждение – форма, характеризующая объект путем его отрицания и подтверждения существования, используя для этого конкретную фразу. Примером могут выступать такие суждения: девочка кушает суп – простое суждение, ребенок уехал, дом опустел – повествовательное предложение.
  3. Умозаключение – форма, занимающаяся построением нового суждения, конкретизацией, выводами на основе одного суждения или их комплекса. На ней базируется абстрактно-логическое мышление.

Специфические характеристики абстрактного логического мышления

Сущность данного мыслительного процесса отражается за счет специфических признаков его проявления. К ним относятся:

  1. Навыки владения и практического использования параметров и значений, которых не имеется в реальной действительности;
  2. Аналитические способности. Наличие абстрактно-логического мышления предполагает умение анализировать информацию, обобщать и систематизировать данные;
  3. Отсутствие непосредственной связи и сотрудничества с окружающей средой для построения определенной систем ы выводов, принципов его организации и закономерностей развития;
  4. Умение определять и составлять причинно-следственные связи между различными явлениями, объектами и процессами.

Чтобы ответить на вопрос, развито ли у вас абстрактное мышление, обратите внимание на наличие критериев его развития:

  • затрата огромных временных ресурсов на размышления о смысле жизни, природы сознания;
  • частое удивление и задавание вопроса «почему?». Можно также отметить, что в детском возрасте была присуща огромная любознательность и потребность в познании;
  • выполнение какой-либо деятельности не просто так, а по серьезной причине. Выполнение дел «просто так» совершенно не актуально;
  • отсутствует опора на инструкции, желание самостоятельно во всем разобраться без помощи и поддержки;
  • необходимость занятия новыми направлениями деятельности, избегание рутины, постоянная потребность в новых занятиях, смене деятельности;
  • сопоставление новых идей с ранее приобретенными знаниями, даже, если они не связаны между собой;
  • характерно успешное придумывание метафор и аналогий, построение идейной взаимосвязи новыми вариантами и приемами.

Применение абстрактного мышления

Абстрактное мышление начинает развиваться только в пяти-семилетнем возрасте. Первоначально дети ориентируются на визуальное восприятие окружающего, применяя наглядно-действенное мышление. Где-то с полутора лет начинается использования конкретно-предметного типа мышления.

Каждый тип мышления присутствует в человеческой жизнедеятельности в течение всего ее осуществления. Эти типы необходимы для построения простых и сложных пространственных связей.

Процесс обучения является деятельностью, в ходе которой происходит активизация мышления, а следовательно она носит осознанный характер. В этой связи, обучение основывается на абстрактно-логическом мышлении. Оно применимо не только к учебному процессу, но и к иным направлениям деятельности, в том числе и бытовой. Его преимущество состоит в способности определять причины возникновения различных событий и определять взаимосвязи и взаимозависимости между ними.

Распознавание степени развития абстрактного мышления

Чтобы определить насколько развитым является абстрактное мышление человека применяются разнообразные системы диагностики. Распространенными являются тестовые задания. Все тесты делятся на три основные группы:

  1. Тесты, выявляющие тип мышления личности. Их суть состоит в выборе из нескольких предложенных вариантов подходящее утверждение или картинку, отражающую суть какого-то процесса.
  2. Тесты, направленные на определение причинно-следственных связей. Эти методики базируются на постановке верного вывода при конкретных условиях функционирования процесса или объекта.
  3. Тесты, базирующиеся на проведении анализа слов и словосочетаний. Необходимо определить причинно-следственные связи построения данного сочетания, принципы подобной группировки слов.

Абстрактное мышление присуще каждой личности. Однако, оно требует развития. Без соответствующей тренировки оно не будет функционировать должным образом. Тренировать абстрактное мышление нужно с самого раннего возраста, когда ребенок наиболее лучше способен усвоить информацию. В этом периоде его мышление является более чувственныи и восприимчивым, не подверженным влиянию общественных стереотипов.

Развитие мышления проходит в два основных этапа:

  1. Определения уровня развития мышления в данный временной момент и выбор соответствующих заданий на сообразительность.
  2. Проведение различных тестов, выполнение отдельных заданий из них.

Упражнения для развития абстрактного мышления

Абстрактное мышление лучше всего развивать в детском возрасте. Это увеличивает его эффективность, поскольку все психические и мыслительные процессы находятся в стадии развития.

В детском возрасте развитие абстрактного мышления может быть реализовано в форме игры, построения различных конструкций из имеющихся материалов. Также, ассоциативные подборки к различным словам и процессам помогут развитию абстракции.

Замечание 1

Шахматные игры, головоломки, ребусы, пазлы помогут развитию абстрактного мышления у ребенка.

Несмотря на то, что во взрослом возрасте мышление уже сформировано, его вполне можно развивать и совершенствовать.

Выполняя следующие упражнения, можно значительно повысить способность мыслить абстрактно:

  1. Представление разнообразных эмоций в сознании и их привязка к конкретным объектам и процессам.
  2. Представление модели какого-то философского понятия. Примером может служить: гармония, энергия, бесконечность.
  3. Чтение в обратном порядке или в перевернутом виде. Так можно построить логические связи между предметами и процессами.
  4. Мысленное представление людей или событий текущего дня, построение их детального образа и оценка своих ощущений.
  5. Рисование чего угодно активизирует абстрактность мышления.

) - мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:

  • Абстракция - процесс, то же что и «абстрагирование »
  • Абстракция - «абстрактное понятие », «абстракт », результат абстрагирования.

Абстрактное понятие - мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы , а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов .

Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:

  • обобщающая абстракция - даёт обобщённую картину явления , отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике .
  • идеализация - замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой , отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ », «абсолютно чёрное тело », «прямая », «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)
  • изолирующая абстракция - вычленение исследуемого явления из некоторой целостности, отвлечение от не интересующих вариантов.
  • абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества , то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
  • конструктивизация - отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция - вычленение свойств, важных для теоретического анализа ;
  • содержательная абстракция - вычленение свойств, имеющих практическое значение.

Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление - абстрактное мышление).

См. гносеологический закон «Восхождение от абстрактного к конкретному ».

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака - «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

  • В области математического обеспечения, абстракцией называют алгоритм и метод упрощения и отделения деталей для сосредоточения на некоторых понятиях одновременно.

См. также

  • Слой абстрагирования (уровень абстракции) в программировании

Смотреть что такое "Абстрактное мышление" в других словарях:

    абстрактное мышление - 3.2 абстрактное мышление: Мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Абстрактное мышление Словарь-справочник по педагогической психологии

    Абстрактное мышление - мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и… … Словарь по педагогической психологии

    Абстрактное мышление - то же, что и понятийное мышление, т. е. способность человека к формированию отвлеченных, опосредованных, не наглядных, чисто мысленных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей … Начала современного естествознания

    АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - См. абстракция; мышление … Толковый словарь по психологии

    абстрактное мышление - Опирающийся на язык, высший, собственно человеческий тип мышления, осуществляемый в форме понятий, суждений, умозаключений … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Абстрактное мышление оператора - Абстрактное мышление: мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии)... Источник: ГОСТ Р 43.0.3 2009. Национальный стандарт… … Официальная терминология

    Направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… … Философская энциклопедия

    Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… … Википедия

    мышление - I мышле/ние = мы/шление; см. мыслить 1) Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Научное мышление. Мозг орган мышления. Развивать мышление.… … Словарь многих выражений

Книги

  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия , А. Г. Свердлик. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время…
  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна Как устроена кора головного мозга почему ее возможноти ограничены и как эмоции дополняя работу коры позволяют человеку совершать научные открытия , Свердлик А.. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время…


Высшей ступенью познания у человека считается мышление . Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Виды мышления человека


Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

  • наглядно-образное мышление;
  • абстрактное (словесно-логическое) мышление;
  • наглядно-действенное мышление.


Наглядно-образное мышление


Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

Вопрос-ответ

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?
Форма ушей у немецкой овчарки?
Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

Создание образов

Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

  1. Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?
  2. Какие блюда подавались?
  3. О чем была беседа?
  4. Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.
  5. Представленная картинка была черно-белой или цветной?
  6. Опишите зрительный образ помещения.

Описание предметов

Опишите каждый из представленных предметов:

  1. зубная щетка;
  2. сосновый лес;
  3. закат;
  4. ваша спальня;
  5. капли утренней росы;
  6. парящий в небе орел.

Воображение

Вообразите Красоту, Богатство, Успех.

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

Воспоминания

Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).


Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

Формы абстрактного мышления

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

  • понятие – предметы объединяются по признакам;
  • суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
  • умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

Пример абстрактного мышления:

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

  • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
  • индюк, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, указка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

Чем отличаются:

  • поезд – самолет;
  • лошадь-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-стихотворение;
  • натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

  • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
  • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
  • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
  • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
  • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

Прочитайте словосочетания наоборот

  • завтра премьера спектакля;
  • приходи в гости;
  • пойдем в парк;
  • что на обед?

Слова

За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Придумайте имена

Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.


Наглядно-действенное мышление

Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.
  2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки . Чем больше будет деталей, тем лучше.
  3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.
  4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
  5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
  6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

Заключение

У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.

В процессе познания мира человек столкнулся с точными значениями, величинами, определениями .

Однако для того, чтобы составить полную картину того или иного явления, этого часто оказывается недостаточно.

Более того – часто приходится оперировать неизвестными или неточными данными, обобщать и систематизировать информацию по каким-либо отдельным свойствам, строить различные гипотезы и догадки.

Именно в таких случаях человек пользуется абстрактным мышлением.

Абстракция – что это в психологии?

Абстракция – это такой процесс познания, при котором происходит отвлечение от несущественных свойств, параметров, связей явлений или предметов с целью выявить их более важные обобщающие закономерности.

Иными словами, это обобщение, которое можно сделать над предметами или явлениями, процессами, отвлекаясь от некоторых их свойств.

С абстракцией связаны следующие понятия:

  1. Абстрактная логика. Она отражает способность человека рассуждать, мыслить, строить высказывания, оперируя не конкретными данными, а понятиями.
  2. Абстрактные образы – это образы, не соответствующие какому-либо реальному предмету.
  3. Абстрактные умозаключения – мысль, которая была сформирована на основе нескольких суждений о чем-либо.

Понятие абстрактного мышления

Что такое абстрактное мышление простыми словами? Что значит абстрактно мыслить?

Прежде, чем подробно рассмотреть абстрактное мышление, следует учесть, что существуют следующие типы мышления:


При этом всю мыслительную деятельность человека можно представить в виде следующих умственных операций:

  1. Анализ . Разобщение целого на части. При этом познание целого достигается путем более тщательного изучения отдельных его частей.
  2. Синтез . Соединение разобщенных частей в одно целое.
  3. Обобщение . Выделение общих признаков, которые присущи явлениям или предметам, с последующим объединением их на этой основе.
  4. Классификация . Разобщение и группировка явлений или предметов на классы (группы) на основе как общих признаков, так и их отличий.
  5. Абстрагирование . Определение свойств явлений или предметов, основываясь на их общих признаках при единовременном отвлечении от иных определенных их качеств, которые несущественны в данной ситуации.

Говоря обычными словами, абстрактное мышление задействуется, когда человек не располагает какой-либо точной информацией, наглядными примерами, не контактирует с реальными предметами, но вынужден строить догадки и делать определенные выводы.

Такое мышление присуще ученым-теоретикам, математикам, экономистам, программистам.

Они усваивают информацию в виде числовых значений, кодов и преобразовывают ее при помощи формул и математических операций – то есть, работают с тем, что невозможно увидеть, осязать, услышать, воспринять с помощью органов чувств.

Формы

Существуют такие формы абстрактного мышления:

  1. Понятие . При этой форме мышления определяется общее свойство, присущее предметам, имеющим также и некоторые отличия. Например – телефон. Телефоны могут быть сенсорными, кнопочными или даже дисковыми, быть изготовлены из различных материалов, иметь совершенно различные дополнительные функции – фонарик, камеру или ИК-порт, но, абстрагируясь от этих отличий, можно выделить их общую функцию – совершать звонки.
  2. Суждение . Цель суждения – получить чему-либо подтверждение или опровержение. При этом суждение может быть как простым, так и сложным. В чашке нет воды – данное суждение простое. Оно однозначное и краткое, в нем нет никаких дополнительных действий или явлений. Пример сложного суждения – чашку опрокинули, из нее вылилась вода.
  3. Умозаключение . Эта форма представляет собой мысль, основывающуюся на двух и более суждениях.

    Умозаключение включает в себя три этапа – предпосылку (исходные суждения), вывод (логический мыслительный процесс над исходными суждениями) и заключение (сформированное окончательное суждение).

Примеры

Наглядный пример абстрактного мышления – математика .

При решении примеров мы оперируем только лишь цифрами, не имея представления, о каких предметах идет речь – имея ввиду только какую-то цифровую величину.

Тем не менее, совершая с этой величиной определенные действия и приходя к какому-то выводу.

Также абстрактное мышление проявляется при планировании. Человек ставит перед собой какие-либо цели, просчитывает собственные возможные шаги и ситуации, к которым они приведут.

В этом случае предполагаемая ситуация не существует в реальности, однако на основе умозаключений жизнь человека становится более предсказуемой, целенаправленной и организованной.

И все же абстрактное мышление не всегда приводит к верной оценке ситуации.

Например , женщина, которая получила негативный опыт общения с несколькими партнерами-мужчинами, может сделать суждение о том, что все представители мужского пола обладают определенными – , грубостью, безразличием.

Как развить?

Применение ребенком абстрактного мышления начинается еще в дошкольном возрасте .

Как правило, это совпадает с тем временем, когда он начинает говорить.

Он сравнивает свои игрушки, находит отличия одного вида животных от других, учится писать и считать.

В школьный период уверенно мыслить абстрактно уже является необходимостью, так как появляются такие предметы, как математика, физика.

При этом, чем больше внимания было уделено развитию абстракции в детстве, тем более легко человек использует данный тип мышления и во взрослом возрасте.

Развитое абстрактное мышление дает человеку следующие преимущества :

  1. Отражение мира без потребности контакта с реальными предметами . Человек может оперировать с какими-либо данными без необходимости использовать органы чувств.
  2. Обобщение явлений. Это дает возможность более эффективно получать и использовать собственные знания в различных ситуациях. Человек получает какую-либо информацию, обобщает ее с уже имеющимися знаниями и впоследствии лучше ее запоминает и извлекает из .
  3. Четкое изложение мыслей. Мыслительные процессы могут протекать даже без внутреннего диалога, однако конечное суждение легко преобразовывается в речь.

Хотя большое значение имеет развитие абстрактного мышления в детстве, даже взрослому человеку возможно натренировать его, выполняя определенные упражнения .

Важно, чтобы они имели систематический характер – только постоянные занятия могут привести к ощутимым результатам.

Задачи

Задачи на абстрактное мышление:

  1. Придумывание оксюморонов . Следует придумать несколько фраз, в которых слова будут противоположными по смыслу – например, черный снег, холодный огонь, яркая тьма.
  2. Обратное чтение. Для этого упражнения требуется прочесть художественную книгу по главам в обратной последовательности, пытаясь определить, чем именно началось повествование в книге, что предшествовало тому или иному событию.

    Это достаточно тяжелое упражнение, поэтому лучше всего брать произведения с простым сюжетом.

  3. Функции предметов. Следует придумать максимально возможное количество способов применения той или иной вещи – например, на листе бумаги можно написать письмо, сделать из него конверт, разжечь с его помощью костер и т. п.
  4. Анализ общения. Вечером нужно представить людей, с которыми вы общались в дневное время, при этом вспоминая не только содержание разговора, но и тон, позу собеседника и его жесты, выражение лица, окружающую обстановку – и воспроизвести диалог в памяти максимально детально.
  5. Начальная буква. Следует написать любую букву на листе бумаги и за определенный временной промежуток попытаться вспомнить максимальное количество слов, начинающихся на эту букву.

Абстрагирование

Абстрагирование в психологии – это такой фокус внимания человека на ту или иную ситуацию, при котором он воспринимает ее из третьей позиции, то есть, не участвуя в ней, находясь над ней.

Абстрагирование задает общее направление, помогает правильнее сформулировать цель , отбросить несущественные факторы в ситуации, сконцентрировав внимание на более важных нюансах.

Недостаточное умение абстрагироваться от ситуации может привести к , чувству морального неудовлетворения, низкой и проблемам с коммуникацией.

Как научиться абстрагироваться?

Применяя не очень сложные психологические приемы, можно научиться абстрагироваться от того, что может мешать вам поставить собственные цели и достигнуть их:

От общества

Длительное пребывание в одном и том же обществе может негативно сказываться на человеке как на личности – постепенно в его жизнь входят этого общества, шаблоны мышления и восприятие тех или иных ситуаций. Это уменьшает гибкость поведения и реагирования в различных ситуациях.

Для того, чтобы абстрагироваться от общества, попробуйте дольше оставаться в одиночестве. При этом постарайтесь не вспоминать ваше окружение. Сконцентрируйте внимание на ваших собственных желаниях.

Выберите то занятие, которое вам больше по душе – прогулка по лесу, собирание грибов, рыбалка, медитация, чтение книги – такое, которое не требует присутствия рядом другого человека.

Смените род деятельности – новые впечатления заставят вас отвлечься от привычных шаблонов и переключиться на ваше собственное восприятие.

От человека

Некоторые люди, несмотря на то, что не воспринимаются нами как неприятные, могут значительно влиять на наше .

При этом на наши собственные идеи и желания могут накладываться желания этого человека.

Для того, чтобы абстрагироваться от какого-то определенного человека, можно на время поменять круг общения .

Желательно, чтобы новые знакомые симпатизировали вам, а общение доставляло .

Проанализируйте, чем данный человек отличается от ваших новых знакомых и определите отличия. Также можно побыть в одиночестве , занимаясь своим любимым делом.

От неприятных людей

Бывает, что приходится находиться в обществе неприятных вам людей, избежать которого не удастся – например, . При этом действия или поведение данных людей могут мешать сконцентрироваться на выполняемой задаче.

Для того, чтобы абстрагироваться от них, не пытайтесь исключить их из своего внимания, не воспринимайте их речь как то, что можно прекратить, а представьте, что это фоновый шум, который может исчезнуть сам собой.

Как, например, вы можете часто не слышать тиканья часов или не вдумываться в то, что происходит на экране постоянно включенного телевизора.

От ситуации

В затруднительных ситуациях ваши мысли могут путаться, а эмоции мешать принятию рассудительного хладнокровного решения .

В таких случаях нужно сосредоточиться на дыхании и сосчитать, например, до десяти.

Верная оценка может прийти только со временем.

Также попытайтесь представить себе, что вы находитесь вдали от данного места, или что ситуация происходит с другим человеком . Попробуйте откинуть незначительные отвлекающие детали, сконцентрировав внимание на самых важных вопросах.

Помочь научиться абстрагироваться может привычка планировать свои дела заранее, четкая постановка цели и следование ей.

В любой ситуации пытайтесь выделить важные и второстепенные моменты – возможно, для этого сначала придется проанализировать несколько случаев и выписать выводы в блокнот. Учитесь последовательности – не стремитесь выполнить несколько дел одновременно.

Абстрактное мышление используется нами во многих жизненных ситуациях, поэтому нельзя игнорировать умение быстро и правильно мыслить абстрактно.

Примите за должное, что мыслительные процессы сходны со спортивными физическими упражнениями – регулярные занятия помогут вам значительно развить ваши способности .

Об абстрактном мышлении человека в этом видео:

Абстрактное мышление – это такой , который позволяет абстрагироваться от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом. Такой тип мышления позволяет шагнуть за границу норм и правил и совершить новые открытия. Развитие абстрактного мышления у человека с детских лет должно занимать важное место, ведь такой подход помогает проще находить неожиданные решения и новые выходы из ситуации.

Основные формы абстрактного мышления

Особенностью абстрактного мышления является то, что оно имеет три разные формы - понятия, суждения и умозаключения. Без понимания их специфики сложно сникнуть и в понятие «абстрактное мышление».

1. Понятие

Понятие являет собой такую форму мышления, при которой предмет или группа предметов отражается в качестве одного или нескольких признаков. Каждый из этих признаков должен быть существенным! Понятие может выражаться как одним словом, так и словосочетанием – например, понятия «кошка», «листья», «студент гуманитарного вуза», «зеленоглазая девушка».

2. Суждение

Суждение являет собой такую форму мышления, при которой отрицается или утверждается какая-либо фраза, описывающая окружающий мир, предметы, взаимосвязи и закономерности. В свою очередь, суждения подразделяются на два типа – сложное и простое. Простое суждение может звучать как, например «кот ест сметану». Сложное суждение выражает смысл несколько в иной форме: «Автобус тронулся, остановка опустела». Сложное суждение, как правило, имеет форму повествовательного предложения.

3. Умозаключение

Умозаключение являет собой такую форму мышления, при которой из одного или группы связанных суждений, делают вывод, который представляет собой новое суждение. Это – основа абстрактно-логического мышления. Суждения, которые предшествую формированию конечного варианта, именуют предпосылками, а конечное суждение носит название «заключение». Например: «Все птицы летают. Воробей летает. Воробей – птица».

Абстрактный тип мышления предполагает свободное оперирование понятиями, суждениями и умозаключениями – такими категориями, которые не имеют смысла без соотнесения с нашей повседневной жизнью.

Как развить абстрактное мышление?

Стоит ли говорить о том, что способность к абстрактному мышлению у всех отличается? Одним людям дано красиво рисовать, другим – писать стихи, третьим – абстрактно мыслить. Однако формирование абстрактного мышления возможно, и для этого нужно с раннего детства давать мозгу повод для размышлений.

В настоящее время существует масса печатных изданий, которые дают пищу для ума – всевозможные сборники , головоломок и тому подобного. Если вы хотите заниматься развитием абстрактного мышления у себя или своего ребенка, достаточно находить всего 30-60 минут дважды в неделю, чтобы погружаться в решение подобных заданий. Эффект не заставит себя ждать. Замечено, что в раннем возрасте мозг проще решает подобного рода задачки, но чем больше тренировок он получает, тем лучше и результаты.

Полное отсутствие абстрактного мышления может породить не только множество проблем с творческими видами деятельности, но и с изучением тех дисциплин, в которых большинство ключевых понятий – абстрактные. Именно поэтому важно уделять этой теме много внимания.

Правильно развитое абстрактное мышление позволяет познать то, что еще не было познано никем ранее, открыть различные тайны природы, отличить истину от лжи. К тому же, этот метод познания отличается от прочих еще и тем, что не требует непосредственного контакта с изучаемым объектом и позволяет удаленно делать важные умозаключения и выводы.

Загрузка...
Top